getsko_p (getsko_p) wrote,
getsko_p
getsko_p

Category:

О русинском самосознании и сохранении идентичности. Часть 2. Что делать?

Так уж исторически сложилось, что русинский народ оказался разделенным между разными государствами. Основная масса русин автохтонно проживает в Карпатском регионе, остальные - на Балканах, Северной Америке, Австралии и других частях света. Организации русинского народа с каждым годом все больше и больше заявляют о себе как о силе, которая может противостоять ассимиляции и культурному уничтожению русин. Где-то эти процессы уже сильно развиты, где-то только начинаются. Русины – как отдельный народ признаны во всех странах, где они проживают как национальное меньшинство. Исключение - Украина, там русинская национальная самобытность отрицается по-прежнему.

Сказать откровенно, ничего сверхъестественного в действиях Украины нет. Если посмотреть с «её колокольни», то станет понятно, что украинская власть хочет сохранить унитарность, навязать всем - и русским Юго-востока, и русинам - «украинское этническое сознание». Следовательно, русинский народ как отдельную национальность ей признавать нежелательно. Это может угрожать не столько целостности Украины, сколько украинству как идеологии. Русины же вынуждены на эти вызовы отвечать в меру своих сил. Но полностью «зацикливаться» на обвинениях украинской власти во всех русинских проблемах тоже не стоит. Это будет лишь отвлекать от решения насущных вопросов. Сейчас особенно нужно сконцентрироваться на себе и в полной мере понять сложившуюся ситуацию.

 

Сегодня многие активисты русинского движения видят, что происходит с их народом в современной Украине и хотели бы исправить это положение дел. Они намерены добиться признания, права нормального развития своей национальности. Хотят, но не могут! Ибо не понимают, что им именно нужно, как изменять ситуацию, к чему приступать и с чего начинать. Без понимания того, что нужно делать, дальше разговоров дело никогда не сдвинется!

В первой части своей статьи я писал, что если сегодня русинским организациям заняться развитием русинского самосознания у населения Подкарпатской Руси, то целей, которых добиваются эти организации, с всеобщей народной поддержкой и пониманием, будет достичь гораздо легче. Но как же можно поменять самосознание людей, потомков русин, которые в процессе более чем полувековой украинизации (и других факторов) перестали считать себя таковыми? Ответ ясен - самосознание может измениться по средствам информации и пропаганды. Источниками информации является окружающая каждого человека среда (СМИ, искусство, художественные произведения и др.), в том числе и сеть Интернет (особенно среди молодежи).

В середине прошлого века, само дальнейшее существование русин было под вопросом, а русинское самосознание стало просто опасным. Присоединение Подкарпатской Руси к УССР больно ударило по всем признакам русинской самоидентификации. Язык, культура, история, народные герои и многое другое было на пол столетия оставлено без внимания. Под влиянием русин на Балканах и в других странах, которые никогда не забывали свою русинскую культуру, и где национальность русин никогда не была запрещена, началось русинское возрождение во всем мире, в том числе Карпатском регионе, поэтому очень важно русинское межгосударственное культурное общение. В самой же Закарпатской области нужно вести работу по созиданию национальных, культурных, языковых, исторических связей между населением.

Особенно важно вспомнить национальные русинские традиции, которые сложились на основе длительного опыта жизнедеятельности народа, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Традиции складываются и закрепляются в ходе исторического развития этноса, они представляют формы деятельности и поведения, доказавшие свою положительную значимость, а также соответствующие им правила, ценности, представления.

Хотелось бы отметить будущую роль русинистики в сохранении русинского самосознания – как фундамента выработки идеологии для русинского народа. Русинистика должна будет на материале изучения истории, политологии, социологии, экономики и других научных дисциплин, указать те точки, которые русинам нужно держать под своим особым контролем, а также на примере других народов и собственной истории выяснить возможность актуальных угроз для русинского народа и им противостоять.

Каковы же эти задачи сегодня, в нынешнюю эпоху выработки идеологии и становления русинского самосознания? С моей точки зрения, такая задача только одна – возрождение русинской национальной и культурной жизни на ее традиционных духовных и политических началах. Из этого и нужно исходить, вырабатывая программу сохранения народа.

На одном из первых мест в данной программе должно стоять развитие русинского литературного языка и внедрение его в образовательный и информационный оборот. Язык – это душа народа, самая большая его ценность. Следовательно, борьба за язык – один из важнейших факторов русинского культурного возрождения и сохранения идентичности.

Конечно, национальную идентификацию определяет не только языковое родство и развитие языка, но и историко-культурное развитие этноса, которое на протяжении тысячелетия шло в особой культурной, исторической и политической среде. Но это не помешало русинскому народу остаться верными Русскому миру и Православно-славянской цивилизации, на фундаменте чего, по сути, и возник русинский народ. Русскому миру и его влиянию на русинскую идеологическую основу я посвящу следующую статью данного цикла. Здесь лишь отмечу, что возможная ориентация части русинской интеллигенции только на западные и соседние страны - может стать губительным для самого русинского движения, а для русинской идентичности тем более.
Теперь остановимся еще на одном важном и очень сложном вопросе, который нельзя не упомянуть – политический. Включение в состав Украинской ССР Подкарпатской Руси, которая под этим названием в межвоенный период на правах автономии входила в состав Чехословакии, а также непризнание русинского народа современными украинскими властями, которые считают русинов только «частью украинцев», лишило население Подкарпатской Руси автономии, а русин во всем мире – Родины. Это отдалило русинское население от лояльности официальному Киеву.
Стоит отметить, что в Украине в сентябре 1991 г. попытались восстановить историческую справедливость: был рассмотрен «вопрос о провозглашении Закарпатья автономным краем Украины». Областная рада Закарпатья приняла решение вынести на референдум вопрос «О статусе Закарпатской области». Референдум был проведен 1 декабря 1991 года. 78 % населения высказались за придание области статуса «специальной самоуправной территории», а значит автономии в составе Украины. Но это решение русинского народа было проигнорировано украинскими властями и не признается до сих пор…
У летчиков есть такое понятие – «точка невозврата». Так называют ситуацию, в которой нельзя останавливать самолет, даже если возникают технические неполадки. Можно только подниматься в небо... Так и тут, у русин, если ситуация дойдет до этой точки, то о дальнейшем диалоге с украинскими властями просто не сможет быть и речи. Но этого не хочет понимать официальный Киев, который считает, что если предоставит русинам автономию, то это усилит сепаратистские настроения. Но больше всего эти настроения может усилить только отсутствие внимания к русинской проблематике на Украине, нежелание решать этот вопрос.

Давайте спокойно рассмотрим ситуацию с двух сторон. С одной стороны, русинам во что бы то ни стало нужно добиваться признания законности референдума 1991 года, разговоры официальных лиц со ссылкой на Конституцию Украины и ее положения об унитарности государственного устройства, лишь еще раз доказывает, что украинские власти не намерены решать эту проблему. Такая постановка может лишь усугубить конфликт. А учитывая активность русинских организаций, это соответственно будет началом еще большего роста их влияния среди населения Закарпатской области, государственных институтов некоторых стран.

Но с другой стороны, для сохранения русинской идентичности, культуры, языка, нужно использовать все имеющиеся способы – культурная автономия – почему нет?! Пусть это будет первый этап к реальной автономии, за которую высказалось население Закарпатской области в 1991 году. На извечный вопрос «лучше что-нибудь, чем ничего или лучше ничего, чем что-нибудь» нужно отвечать с точки зрения сохранения русинского самосознания, а значит народа. Конечно, эта мера в среде русин, которые подверглись агрессивной ассимиляции и поголовной украинизации на протяжении более чем пол столетия может быть крайне непопулярной, но предупрежден о такой возможности - значит вооружен! Цель, конечно, благая, но оправдывает ли она средств? Вот в чем вопрос…
Подведем некоторый итог. Для сохранения русинского самосознания русинскому движению важно по средствам информации заняться популяризацией русинской идентичности среди населения Закарпатской области – Подкарпатской Руси. Источниками этой информации должна выступать окружающая человека среда. Важно развивать русинское культурное межгосударственное общение, вести работу по созиданию национальных, культурных, исторических связей между населением, то есть заняться возрождением национальной и культурной жизни на ее традиционных духовных и политических началах «русинов на юг от Карпат».

Григорий Миронов, сотрудник Центра украинистики ЮФУ, редактор сайта rusinistika.com



.

Коррупция украинских властей в Закарпатье уже начала влиять на эпидемиологическую ситуацию в Ужгороде

Среднемесячные совокупные ресурсы закарпатцев уменьшились.Закарпатье идет к гуманитарной катастрофе


Лояльной не только по отношению к своим непосредственным соседям, но и, к Русскому Миру


САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments