September 27th, 2016

Закарпатские мечты об автономии: из века ХХ — в век XXI


На фоне событий в Новороссии украинский политолог Влад Гулевич рассказал читателям «NewsBalt», как столетие назад русины боролись за свою независимость.

На фоне происходящих на Украине событий из глубин исторической памяти всплывают факты, связанные с требованием автономии карпаторусами (в современной терминологии, закарпатцами или русинами).

Отказывая им в автономии, Киев повторяет сегодня действия Австро-Венгрии и Чехословакии, которые в разные периоды времени владели этим краем. Тогда карпаторусы довольствовались лишь обещаниями удовлетворения всех своих культурно-политических запросов, но ни Вена с Будапештом, ни Прага, подписавшая Сен-Жерменский договор (1919), предусматривающий наделение Карпатской Руси широкой автономией, обещаний не сдержали.

Ниже вы прочтёте, как высказался об автономии известный карпато-русский историк и политический деятель Алексей Геровский(1883-1972). Обращает на себя внимание и наименование закарпатцев карпаторусами, а не украинцами, а Закарпатья – Карпатской Русью, а не Украиной.

rus.JPG

rus1.jpg

rus2.jpg

Collapse )

В составе Чехословакии карпаторусы всё это имели только на бумаге. В составе Украины они не имеют этого даже и в таком виде. Киев отказывает им в праве самим решать, кем себя считать и с каким народом идентифицировать. Доходит до абсурда: на Закарпатье ещё недавно были живы люди, которые успели побывать гражданами Австро-Венгрии, Чехословакии, СССР и Украины, не покидая своих селений. И ещё живы те, кому разные власти успели присвоить разную национальность. Порой одна и та же русинская семья состояла из «словаков», «украинцев» и «венгров».

По мнению Геровского и многих других карпаторусов, именно такой объём полномочий полагался Карпатской Руси по условиям Сен-Жерменского договора:

Collapse )

Collapse )

Collapse )

rus7.JPG

Сегодня в Венгрии большой популярностью пользуется правительство Виктора Орбана. Во-первых, потому что заботится о правах венгерского меньшинства за рубежом, в т.ч., в Закарпатье, не на словах, а на деле. Во-вторых, потому что выступает за цивилизованный диалог с Россией, и не бегает на поводу у брюссельских евроколониалистов.

Орбан подвергается постоянным нападкам евросоюзовских политиков, но с избранного пути не сходит. Закарпатские венгры, которые столкнулись с угрозой украинизации так же, как и закарпатские русины, являются предметом особой заботы правительства Орбана. Будапешт всегда пытался «подделать» русинов «под себя».

В эпоху Австро-Венгрии венгры опирались на русинов в своём противостоянии с австрийцами. Позже Будапешт старался оттянуть русинов от России, и, одновременно, не позволял их украинизировать (не в пример Чехословакии). Венгрии нужны были русины, которых по-венгерски называют magyar orosz (мадьярские русские), а не украинцы.

Надо сказать, что Венгрия шла навстречу русинам относительно их культурно-языковых предпочтений, и русинский язык, хоть и подвергался мадьяризации, никогда не лишался признания в своём существовании. При венграх русинские школы были всегда. При украинской власти русинских школ не было никогда. Нет их и сейчас.

Конъюнктура в отношениях Украины и Венгрии в свете русинской проблематики складывается не в пользу первой. Венгры признали право Крыма вернуться в состав России, а на внутриполитической сцене единственным активным соперником Орбана является консервативная партия «Йоббик». Их соперничество несёт особенный отпечаток: Орбан и так защищает права венгров Закарпатья, но «Йоббик» призывает защищать их ещё более напористо и бескомпромиссно, в т.ч., в русинском вопросе.

Со своим «деревянным» подходом к решению национальных проблем у Киева не много шансов найти взаимоприемлемую развязку этого гордиева узла.






http://newsbalt.ru/analytics/2014/04/zakarpatskie-mechty-ob-avtonomii-iz-ve/

Новости Закарпатья. Петр Гецко. 26 сентября 2016

НОВОСТИ ЗАКАРПАТЬЯ. ПЕТР ГЕЦКО. 26 СЕНТЯБРЯ 2016

Cостоялось заседания Президии Сетевого Русинского Движения (СРД), на котором обсудили предложение закарпатских предпринимателей озвученных 24 cентября в Мукачево на своем заседании: обсудили продолжающееся в Мукачеве судилище над заместителем председателя областного Общества Подкарпатских Русинов С.Ач, итоги учредительной конференции Ассоциации русинов России - Лиги защиты чести и достоинства русинов, а также результаты соцопросов за неделю.

Collapse )

Руководитель закарпатских русинов Петр Гецко в эфире программы «На Самом Деле» агентства News Front; ведущий программы – Сергей Веселовский.

«Я хочу начать с события, которое, как говорят много шума из ничего. Москаль в субботу озвучил, что в Закарпатье приезжает экс-министр Кожара, и он с собой везёт «Русский мир». Эту новость из его страницы растиражировали все известные СМИ. В итоге прошла всего-на-всего конференция в городе, которая посвящена русскоязычному поэту», – сказал Петр Гецко.
Видеоролик "НОВОСТИ ЗАКАРПАТЬЯ. ПЕТР ГЕЦКО. 26 СЕНТЯБРЯ 2016" На Ютьюбе посмотрело более 5,8 тысяч зрителей. 153 лайка ЗА, 10 - ПРОТИВ.

Комментарии:

Самый позитивный гость Вашего канала. Он всегда улыбается...добра в нём, видимо, много.

*

интересная беседа, спасибо.

*

Петр ,будьте осторожны, вы ведь понимаете, что идет война не на жизнь, а на смерть. Удачи вам.

*

Очень мутный этот Гецько, три года бла-бла-бла, каждый раз с прищуром рассказывает о том, что "вот через пару месяцев будет сюрприз, от которого весь мир охренеет" - и всё пшик в воздух. И оружие у них есть, и готово всё уже, и страны ЕС в курсе и т.д. Я бы с ним в развдеку не пошел

*
не йдіть, бо вы не русин
*

Опасный тип, подозрительный, если все русины такие хитрожопые то нужн бдеть! им нельзя свободы давать!!!

*

А кому можно,вам? Или дадим народу самоопределиться?

*

когда мы перестанем оглядываться на западный мир, только тогда мы пойдем вперед. А это- и вашим и нашим и споем и спляшем, это пробуксовка.

*

Тёзка,дорогой,ну сколько можно говорить одно и тоже,когда вы по-настоящему начнете помогать Донбассу - возьмете в клещи Киев с двух сторон!!

*

Все мы помним былину о Илье Муромце,а те кто забыл... ВСПОМНЯТ!

*

жаль, врядли пиндосы это позволят...

*

Познавательно забавно.

*

Храни вас, Бог, Петр и всех русинов! И мои поздравления вам, Петр!!

*

Петр поздравляю Вас

*

Пётр удачи Вам.Будде осторожны,храни Вас Бог.


ПРЕЗИДИЯ СЕТЕВОГО РУСИНСКОГО ДВИЖЕНИЯ

http://uzepervi.livejournal.com/409603.html

Новости Закарпатья. Петр Гецко. 26 сентября 2016

Русинская дискуссия с свидомыми того с Фейсбука. По разные стороны

Cостоялось заседания Президии Сетевого Русинского Движения (СРД), на котором обсудили предложение закарпатских предпринимателей озвученных 24 cентября в Мукачево на своем заседании: обсудили продолжающееся в Мукачеве судилище над заместителем председателя областного Общества Подкарпатских Русинов С.Ач, итоги учредительной конференции Ассоциации русинов России - Лиги защиты чести и достоинства русинов, а также результаты соцопросов за неделю.

Collapse )

100% опрошенных закарпатцев считают, что в Закарпатье между русином и украинцем есть разница. Именно поэтому название украинец-русин это все равно не русин. Русин и есть Русин. Все остальное от лукавого!


Русинами в княжі часи називали всіх українців і білорусів. і найдовше назва за українцями - "русини" зберігалась в тогочасних кордонах Чехословаччини. Тому русини не корінне населення Закарпатської області а одна із старих назв українців.

Влада Польщі та Чехо-Словаччини у 20 ст. забороняла називатися корінному населенню українських земель «українцями», лише «русинами».

Зараз бренд "русини" розкручують московські фсбшники (при цьому поєднують їх з російською нацією) для того щоб створити осередок нестабільності в області. Але на цевже перестали ветись люди. Реально залишилось з десяток кремлявських "русинів" які й колотять воду.

Collapse )




))) зрозуміло! А кого тоді називають РУСИНАМИ в сусідніх країнах - Словакії, Чехії, Угорщині, Румунії і багатьох інших? Запитайте і це у ФСБшників або в недолугих СБУшників))) Щоб розуміти саму проблему, потрібно її вивчати! Чого в ООН національність РУСИН зареєстрована, а в державі де до приєднання її до території яка зараз зветься Україною, такої національності нема. Може це є геноцид РУСИНСЬКОГО народу в Україні?


У Словаччині є "русини-українці" даже свою організацію мають. Але ж чому українці? Мабуть те тому що їх там зробили сбушники п тому, що русини й дійсно є українцями.


Тупі СБУшники, ох і тупі)) Ідіть в бан. Робіть новий аккаунт і залізайте на сторінку)))

Сашка Добоні ???

А дійсно - Іван Данацко правий на всі 100 - чому в ООН та у Вікіпедії так і не написали - русини в новітню епоху постмодерну стали, перетворилися чи мутували в українців ?)


На мій погляд, а цю проблематику я також почав вивчати (раніше не було потреби) - привязка проблематики й питання русинства до ФСБ - це спекуляції СБУ та української пропаганди. Магочія створило ФСБ? Всіх европейських русинів створило ФСБ? Духновича створило ФСБ? Це маразм так трактувати проблему русинства і всюди тикати ФСБ. Проблема існує і вона серйозна та об'єктивна. Чим русини відрізняються від інших народів? Чому молдавани не перетворилися в українців, татари чому не перетворилися в українців? Чому Духнович не писав я українцем народився , ним я є і ним буду? За тою логікою за якою перетворюють русинів в українців - українці всі: і русини, і молдавани, і мадяри, і словаки, і татари, і євреї та жиди.


Те що заполітизоване русинство типу Гецків, Сверловичів, Бураків, Лецовичів і ще парочки "активістів" вміло використовує Кремль, щоб створити тут квазі утворення на подобі Лнр/Днр для мене є істиною і мене не переконає у зворотньому ніхто. Є безліч чудових представників русинської інтелігенції які б могли зробити більше для краян ніж московські русини, та ви нажаль щось їх непідтримуєте. Ваша пластинка проста - русини не українцв -давай нам автономію. Тому нам з Вами не по дорозі, бо нигда шуга не хочу йти за тими ко ня тяне у московію.

І Вам щасти!

, чому у питанні русинства мусять завжди бути якісь політичні спекуляції? А що кажуть генетики? Що там по генетипу?) Може русини і не українці, а справжні євреї?) В Біблії ж написано, що всі від Адама пішли..) Лиш треба розібратися точніше від чиїх нащадків - хто від Каїна пішов, хто від Авеля?) Можливо русини - нащадки Авеля, а українці - Каїна?) Що наука про це каже?


Можливо, хтось дуже зацікавлений, щоб не визнавати русинів корінним народом своєї історичної спадщини - й ПраБатьківщини - з усіма правами не неї корінних народів? Можливо у цьому криється не бажання визнавати національність "русин" - саме там, на своїй землі, де цей народ за міжнародними правовими стандартами має найбільше прав на державний статус та суверенітет? Чи народи корінні сьогодні вже мають прав менше бродячих псів у нинішньому глобалізованому гвалтом світі?


Корінними тут є і бойки і лемки і гуцули і мадяри, і білі хорвати і словаки і євреї. Чому про них жодної згадки у Ваший ритриці. Доречі русини це етнос чи народ. Якщо народ то чому не має сталої мовної форми. В нас у кожному районі русини говорять по різному. За говором навіть можливо визначити чи людина з Хуста, Сивлюша, Ірляви а воть із Середньогою. Айбо всі говори на основі української мови з вкрапленнями діалектизмів чи ж я не права??


Ви всі тупі там в СБУ або прикидуєтесь? Я Вам задав запитання, якщо були до 1946 року на території Закарпаття люди з національністю русин, де Вони подівались зараз? А лемки, бойки, гуцули, це етнос, а не національність! Чекаю відповіді або в бан!

Слушне запитання задає Іван - були в переписах русини до 1946 року і куди поділися?)


Можливо, русини - це не народ? А хто народ? Може мавп понавезете з африки - у вишиванки одягнете і їм прав надасте корінних народів, дебілоїди зомбовані глобалізмом?


Більшість кримських татар живуть таки в Криму і їм ота автономія до ср....Політичні ігрища дорого вартують укр народу. Нам мало отого ЕС?!


Якщо є проблеми, їх потрібно вирішувати, а не "грати" на них...


Вот мы и дожились до того, что сомнительного научного достоинства материал конструкторов исторического мифа изложенный на ресурсе с тенденциозной модерацией служит для развертывания целого мировоззренческого стандарта восприятия, опираясь на который проникшиеся граждане будут пламенно доказывать всем...


Це про русинів!


Русини-українці!!!!

Так ще Сталін приказав говорити і писати))) Його діла живуть ще і сьогодні!


Це все русинство добре проплачене Москвою. Одне радує. що закарпатці розумні і побачили фаресеїв. які себе вдають за "рпатріотів" Срібної Землі. Це все цирк МПц на Закарпаттю. нехай тішаться 6 дурень думкою радіє.


Звідки Ви придурки беретесь))) теж проплатили з Москви?

Collapse )

Закарпатцы считают озвученные русинами идеи реальными для решения русинского вопроса на Украине.

Cостоялось заседания Президии Сетевого Русинского Движения (СРД), на котором обсудили предложение закарпатских предпринимателей озвученных 24 cентября в Мукачево на своем заседании: обсудили продолжающееся в Мукачеве судилище над заместителем председателя областного Общества Подкарпатских Русинов С.Ач, итоги учредительной конференции Ассоциации русинов России - Лиги защиты чести и достоинства русинов, а также результаты соцопросов за неделю.

Collapse )

95,5% опрошенных закарпатцев, считают озвученные русинами идеи реальными для решения русинского вопроса в уенеровской Украине.

Collapse )

Комментарии:

полностью поддерживаю такой рассклад

*

При  СССР  (читай  русский  мир)  Закарпатье  жило  счастливо .  говорю  как  закарпатец  .Дети  учились   .Рабочие  работали

*

Це неправда. Ніколи більшість закарпатців не буде голосувати проти України.

*
спочатку мало ох"'їв,но далі все  ся вирівнялося, я хоч і не русин, але я народився в Ужгороді і почуваю себе ЧИСТОКРОВНИМ ЗАКРПАТЦЕМ, а не украінцем! Жона русинка-лучанка, а я мішаний маскаль-франківськ-мадяр зциганськов кровлю. І як мені не кажи - цих трьох- чотирьох в собі посварити не годен! Закарпаття для закарпатців - завжди було окремою республікою, як би львівшька аристократія не старалася.
*

А хто, Ви будете оприділяти?

*

Пак е уже Закарпатськый обласный референдум 1991 года. Якое йщи звiданя треба?

*

Русины уже как геополитический фактор и говорить что им не хватает признания уенеровской Украины, значит унижать Русинов.  Гецко беспокоится о территории Русинов на юг от Карпат, как материнской земле для всех русинов мира. Одно другому не мешает, а усиливает. За Русинами стоит подтекст, не только титульный, но намного шире и глубже но реализовать который самостоятельно Русины не смогут.

*

Давайте опустимся с облаков на нашу грешную землю. Закарпатье вошло в состав Украины на основании итогов второй мировой войны. Россия неоднократно заявляла, что ревизия этих соглашений недопустима ( иначе придется отдать японцам Курильские острова и Южный Сахалин, и др. области). Россия никогда не заявляла о своей заинтересованности на Закарпатье. Чехословакии, куда ранее входила Подкарпатская Русь - больше нет, ни чехи, ни словаки не претендуют на Закарпатье. Венгрия член ЕС, а позиция ЕС по отношению к территориальной целостности Украины известна. Заявления некоторых венгерских политиков не совпадают с официальным курсом правительства. Ваша позиция относительно того, что после распада СССР Украина потеряла право на правопреемственность по отношению к Закарпатью известна, но не находит поддержки ни внутри, на за пределами Украины. Поэтому единственный выход для русинов на данном этапе - признание их Украиной. Это должна быть главная цель русинского движения, если такое существует на сегодняшний день. Реализация референдума 1991 года не решает ни одного вопроса - ни политического, ни экономического. Хотя несомненно украинская власть должна считаться с мнением своих граждан, и работу по признанию референдума надо продолжать. Несомненно, что поддержка российских русинов русинов Закарпатья нужна, но почему до сих пор их не принимают в Всесвитний конгресс русинов. Почему?

*

Есть вещи которые связаны не с Россией, а сугубо с Русинами. Они не ситуативны и не привязаны к времени. Сейчас именно этот случай
И приоритеты сейчас немного другие. Плохо это или хорошо покажет время

*

Здесь по моему много ума не надо , чтоб понять , почему , ?????
Вы свяжитесь , ?  простите , ...с Полностью НЕАДЕКВАТНОЙ И ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ СТРАНЫ , ГДЕ ВО ГЛАВЕ БЕЗМОЗГЛАЯ  ОБЕЗЬЯНА С " ГРАНАТОЙ , А СЕЙЧАС ВООБЩЕ ЛЕТАЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ " ..????? Где царит Махновщина , Фашизм , и полный беспредел ....??!!!!  Я хочу видеть этого камикадзе ....??!!!
Всему своё время ....!!!

*

О том и речь, что ситуация изменилась. Не нами, и не по нашей вине.

*

Мы стольких уже пережили .., что Закарпатцев уже ничем  НЕ " Напудиш " .*-) .!!?)
А Этих ..??? Тем более переживём ..(v)(L) Тем более ,что Закарпатье всегда Работало и Выживало  - БЛАГОДАРЯ  РОСИИ !!(L)!!!!  И ЭТО НЕ ТОЛЬКО СЕЙЧАС ,  ..СТОЛЕТИЯМИ ....
Не работали в Росии только та " Шайка " , что засела в Держ АД мини страции  .(H)

*

Вы, ребята, молодцы! Настоящие русины. Русины 1000 лет ждали, выживали при разных властях, надеялись и опять ждали. Вы готовы и дальше ждать, пережить и эту власть , надеетесь на Россию , ездить на заработки, стыдитесь русинского языка и своего прошлого (не вы лично), говорите на державной мове и участвуете в АТО . Не все, конечно. Вы считаете, что главной движущей силой русинов есть сетевое движение, в котором активно участвует не более 30 человек (смотри опросы в группе), что Украина виновата во всех ваших закарпатских делах, что это когда то кончится и Подкарпатска Русь рясно расцветет и станет вторым Монако к югу от Карпат. Вы идеалисты.

Я прагматик. Никуда Украина не денется, и будет самая нищая область и дальше загнивать в самой коррумпированной, воровской стране, где самое бедное население и самая богатая власть.Ни Россия, ни Европа не будут вмешиваться во внутренние дела Украины из за Закарпатья. Самое важное для русинов Закарпатья сегодня - ПРИЗНАНИЕ ИХ КОРЕННЫМ НАРОДОМ. С последующими вытекающими отсюда выводами. Эта идея еще несколько лет назад была озвучена уважаемым мною П.Гецко. Однако после майданной революции и свержения законной власти в русинском движении появилась идея о скором развале государства украинского и восстании на ее пепелище богатой, незалежной и счастливой Подкарпатской Руси. Надежды не оправдались. Значит надо действовать по новому в новой ситуации. Будут признаны русины в Украине, будет русинский язык, будут русинские школы, будет русинский народ в содружестве всех русинов мира.

*

Вы были в Закарпатье ?? Сьездите ,!!)  и всё поймёте СРАЗУ :-)  " Уд усьоіі  Душі  ,Файно Кличеме Вас до Нас , (v)(L)(^)(B)(CC);-)
Ну а если серьезно , то благодарим (L) за Поддержку и понимание ,!!! Вообще-то Вы правы , но есть такая пословица Закарпатская : " Вода й камінь точить .." так что на всё Воля Божья(L) .
Да Закарпатцам глубоко паралельно , если 75% народа , на зароботках по всему миру , и кто там у нас следующий из шайки,  призидинт ...узнают  из любопытства , из международных СМИ ..:-)
А явка то какая была в Закарпатье ...???));-)  Гоголь ..с " Мертвыми душами " ...отдыхает ...:-( Да и вообще , как было так было , а будет так как было ...:-)  Еслиб не заробитчане *-) , то пипец Москалю и его бюджету ...как и в 90- е
Так что если  получиться , то за что столько Прекрасных (L)  Великих  Людей пострадало , будет не стыдно перед ними , что они боролись , а мы здались ... !! Из-за каких-то пару хироргов Тягнибока , или пациентов той же клиники ..!!).  Народ Закарпатья привык РАБОТАТЬ , ПАХАТЬ И ОБЕСПЕЧИВАТЬ СВОИ СЕМЬИ , НЕНАКОГО  НЕ  РОЗЧИТЫВАЯ ..!!!! (v)(L)    С Нами  один только Бог (L) на Него и уУповаем (L)