getsko_p (getsko_p) wrote,
getsko_p
getsko_p

Сингапур, как образец для восстановления Подкарпатской Руси

СРАВНИВАЯ С СИНГАПУРОМ
Давайте сравним то, как действовал умный «экономический националист», диктатор Сингапура в 1959-1999 годах Ли Куан Ю. Пусть нас не смущает малый размер города-государства. В той части, что касается промышленной политики и истребления коррупции, пример сей вполне масштабируем и на огромную (даже после 1991 г.) РФ. Ли Куан Ю смог сделать из нищей страны третьего мира – страну богатого первого мира.
В 1965-м Сингапур становится независимым. Он – «планета Шелезяка». Полезных ископаемых нет, плодородной земли – кот наплакал, промышленности – нет. Как жить? На одних портовых услугах и посреднической торговле не протянешь. Нужно создать сотни тысяч рабочих мест, причем качественных – с высокой квалификацией и большими заработками.
Диктатор Ю не стал превращать Сингапур только в туристический центр, хотя туризм развивался. Ибо туризм – это некачественные рабочие места, где требуются необразованные «халдеи», да и доходы тут колеблются. Не стал умный диктатор развивать всякую «постиндустриальную» муть: каких-нибудь казино. Не превратил портовый город в страну-бордель, как Таиланд. (Интересно, можно ли считать тайскую сексуальную клоаку пионером «постиндустриализма»?) Нет: Ли Куан Ю стал развивать ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Да такую, что дает высокую добавленную стоимость, а значит – требует очень обученных и высокооплачиваемых рабочих с инженерами. Как? Изучим внимательно 650-страничный труд самого диктатора Ю «Сингапурская история: 1965-2000 гг. Из третьего мира – в первый».
Итак, такими отраслями стали производство автомобилей, холодильников, кондиционеров, радиоприемников, телевизоров, магнитофонов (аудиосистем – на нынешнем языке). Сингапур создал собственную электронную промышленность. Тот, кто жил в Одессе в 1970-1980-е годы, прекрасно помнит, сколько наши моряки привозили из Сингапура бытовой техники и электроники.
Одновременно ДИКТАТОРСКОЕ государство Сингапур во главе с одной Партией народного действия поощряло частный бизнес открывать фабрики по производству текстиля, игрушек, растительного масла, косметики, москитовых сеток, крема для волос, туалетной бумаги и даже нафталиновых шариков. Как пишет сам ЛКЮ, тогда они радовались открытию любого нового ПРОИЗВОДСТВЕННОГО предприятия, дающего рабочие места.
Для руководства промышленным и экономическим развитием в 1961 г. был создан свой Госплан – Управление экономического развития (УЭР).
Сингапурцы смогли наладить ремонт судов и производство кораблей до 10 тысяч тонн водоизмещением. Они умело использовали военное имущество англичан, которые выводили войска из Сингапура. Например, для расширения верфей и строительства нового аэропорта экстра-класса. Они создали промышленные зоны, поставили даже прекрасный нефтеперерабатывающий завод (в зоне Джуронг).
И вот что я бы вбивал нашим «реформаторам» в задницы – шомполами или батогами – при этом власть в Сингапуре обеспечивала возникающей промышленности два условия: помощь государства при становлении дела и долгий период полного протекционизма. То есть – защиты высокими импортными пошлинами рынка самого Сингапура. Так, чтобы новая индустрия смогла сначала окрепнуть и натренироваться. И только потом – лет через 10 – рынки открывались. Да и то не все. Высокие импортные пошлины на автомобили, например, держались и в 1990-е годы.


КАК ДЕЙСТВОВАЛИ УМНЫЕ
Какую помощь оказывало государство промышленникам? Оно обеспечивало им удобные индустриальные зоны – с подведением к ним воды и энергии. Государство щедро инвестировало деньги не в олимпиады и не в футбол, как расейское позорище, а в инфраструктуру. А потом – помогало новым фабрикам «раскрутиться», давая им протекционизм на энное число лет. Существенная часть политики господдержки – уничтожение коррупции с помощью настоящей опричнины: спецслужбы, опрично/отдельно подчиняющейся диктатору ЛКЮ, (Но это – особая тема, немного подробнее - http://m-kalashnikov.livejournal.com/1070579.html). Была уничтожена легальная коррупция – «коммерческая политика» с ее дорогими выборами, где кандидаты соревнуются: как бы больше бабок привлечь в избирательные кампании – и как бы потом их вернуть, «отблагодарив» спонсоров.
Огромное место в государственной политике поддержки индустриализации Сингапура сыграла социальная политика. Диктатор создал НСЗП – Национальный совет по заработной плате, куда привлек профсоюзы, чиновников и промышленников, добиваясь достойных заработков для сингапурцев. Оно и понятно: выше заработки – выше доходы страны, больше налогов платится. Одновременно сингапурцы превращались в нацию квартиро- и домовладельцев. Но жилища свои они могли покупать с 30-летней рассрочкой, и не у спекулянтов, а у государственного УЖГР – Управления жилищного и городского развития. Без спекулятивных наценок и накруток. В Сингапуре стало выгодно честно работать, повышать квалификацию – и богатеть, причем в массовом порядке. Особая песня – система социального страхования в государстве. Диктатура ЛКЮ смогла сделать так, что гражданам стало выгодно откладывать деньги на пенсии (на паритетных началах с работодателями), причем часть накоплений можно было использовать на оплату покупки своего жилья. (Но сингапурская «социалка» - отдельная большая тема).
То есть, огромные средства Сингапур инвестировал в индустрию, в инфраструктуру и в людей. Вы видели что-то подобное в РФ, начиная с 1991-го? Простите, но тут напрашивается больше аналогий с Советским Союзом.
В отличие от РФ 1992 (обломка развитого технически и промышленно СССР с миллионами прилично квалифицированных спецов), город-государство Льва (Сингапур) не имел такой базы. Оставался один выход: привлекать в мини-страну сильные промышленные ТН-корпорации. При этом – в отличие от расейских либералов-«реформаторов», диктатор Ю поступил с китайско-крестьянским прагматизмом. Итак, чтобы всяким там «Филипсу», «Сименсу» или «Сони» было выгоднее ставить в Городе Льва свои производства, а не завозить сюда свои готовые товары, ЛКЮ ввел протекционистские пошлины на ввоз готовых товаров. (Полностью – против нынешней практики ВТО). Взамен он дал иностранным инвесторам порядок, чистый город, довольное жизнью население, хорошие промплощадки с отличной инфраструктурой, свободу от коррупции, нормальный суд.
Но иностранные гиганты-корпорации могли слукавить: открыть в Сингапуре чисто сборочные предприятия, изделия которых будут продаваться только в самом Сингапуре. Что будет означать только одно: ТНК смогут доить деньги из страны, ничего в ней не развивая и не делая сингапурцев квалифицированными работниками с высокими зарплатами. Дабы этого избежать, диктатор Ю ввел простое правило: мы даем вам право открыть промышленные филиалы ваших корпораций в стране, мы даже не потребуем от вас дать каких-то пакетов акций сингапурскому государству или местному бизнесу (100% собственности будут вашими), но при одном условии: продукция ваших филиалов в Сингапуре должна идти на экспорт в другие страны. А поскольку зарплаты в государстве поддерживались на достаточно высоком уровне, западные и японские ТНК, приходя в Сингапур, были вынуждены ставить здесь не только сборку, но и производство комплектующих, поневоле обучая сингапурских рабочих и инженеров, развивая местную экономику.
Согласны работать на таких условиях – милости просим. Нет – до свидания.
И эта политика принесла полный успех! Понятное дело, что эта практика Ли Куан Ю, сделавшая Сингапур одним из центров высокотехнологичной инустрии мира, идет совершенно вразрез с нынешней практикой ВТО! И уж тем паче – с теми условиями, на коих туда затягивают РФ. В Росфедерации вообще не делается ничего подобного. Иностранные корпорации, открывая тут свои «производства», продают их продукцию только в РФ.
Инвесторам было тоже удобно. Коррупции – нет. Договоренности власть блюдет железно. Чтобы решить вопросы, не нужно ходить по десяткам инстанций – все решает УЭР. Из коего выделились государственные Банк развития Сингапура (способность давать долгие кредиты промышленности под низкие проценты) и «Джуронг таун корпорейшн». При этом государство привлекало в чиновичий корпус лучшие кадры и устанавливая чиновникам очень высокие зарплаты. Чтобы поощрить их хорошо работать и не воровать. Ну, а чтобы денег хватало, управленческий аппарат не раздували.
Интересная деталь: УЭР работала в тесной связке с национальным Управлением жилищного и городского развития (УЖГР). Последнее предоставляло на льготных условиях жилища сингапурцам. Строились новые жилмассивы. Но если отцы семейств на работе, то как занять мам, молодыхжен? И вот УЭР в новых жилых районах строит чистые, оснащенные кондиционерами фабрики по производству компьютеров и электронных компонентов. Зжесь открываются производства «Хьюлетт-Паккард», «Моторолы», «Сигейта», «Компака», «Хитачи». Всего – а 150 тысяч рабочих мест (при 3-миллионом населении).
Ну, а когда новые производства набирали силу, сей «Ли Куан Лукашенко» снимал протекционистские барьеры. В среднем – через 10 лет. Даже те ТНК, которые разорялись, при этом оставляли Сингапуру армии отлично подготовленных работников, годных для других предприятий. Чтобы закрепить тенденцию подготовки классных работников, государство в Сингапуре либо за свой счет, либо на паях с западными фирмами открывало центры профтехобкчения (ПТУ и курсы повышения квалификаци, если по-советски). Денег на максимальное приближение этих ПТ-центров к реалному производству не жалели. (В РФ, если вы в курсе, профтехобразование просто разбомбили за последние 20 лет – рабочих негде готовить).
При сем УЭР планировало перспективы развития, отбирая самые многообещающие отрасли и решая, кого привлекать в государство. УЭР в тот момент сделало приоритетами биотех, электронику, компьютеростроение, выпуск специальных химикатов, коммуникационной техники.
Если частных инвесторов привлечь было нельзя, государство само создавало предприятия. Так было со сталелитейной «Нэшнл Айрон энд Миллз», с авиапассажирской «Сингапур Эрлайнз», с Банком развития Сингапура, Сингапурской нефтяной компанией и «Страховой корпорацией». Условие одно: госпредприятия должны быть прибыльными. Ну, а поскольку появление расейских «эффективных манагеров»-воров здесь было невозможным, а кадры для таких структур готовились и подбирались по принципу таланта и работоспособности, а не по признаку родственно-клановой близости, госпредприятия работали вполне успешно.
Добавлю от себя: похожимманером действовала и Бразилия. Вздумав развивать электронику, она разрешила ТНК открывать у себя филиалы. Да, при льготных налоговых условиях. Но с условием: каждый год все новые и новые 5% комплектующих при производстве, скажем, компьюетеров, должны быть бразильского производства. Так, чтобы через 20 лет все было бразильским в готовом изделии. Так бразильцы и подготовились к вступлению в ВТО. А не языком лишь ляскали.
Попробуйте тут найти хоть одно сходство с политикой РФ, начиная с 1992 года! И ответьте на вопрос: сможем ли мы сделать что-либо подобное со вступлением РФ в ВТО?
То-то…
Мое мнение: РФ потребуется не менее 20 лет подобной политики, чтобы восстать из пепла и стать готовой ко вступлению в ВТО. Ибо в 1994-2011 гг. («процесс вступления РФ в ВТО» в исполнении либеральных «реформаторов») были потрачены совершенно впустую.


КАК ЕВРОПЕЙЦЫ 70-Х…
Ли Куан Ю прекрасно описывает, как в 1970-е годы вели себя в экономике тогдашние европейцы. Каковые тогда еще не были нынешними либеральными ослами, выносящими свое производство в Китай. Западная Европа в 1970-х производила все сама, обеспечивая – даде несмотря на тогдашний кризис – высочайший уровень жизни своих граждан. В те времена европейцы сами делали себе и мебель, и кроссовки, и одежду. В те годы учитель немецкой филологии мог купить себе дом, а немецкий рабочий жил как мелкий буржуа. И не было никакой катастрофической государственной задолженности, грозящей крахом Европе в нынешние дни.
Итак, приезжает в 70-е в Западную Европу диктатор Ли Куан Ю и пытается выбить свободу поставок в тамошние страны сингапурских товаров. И получает отлуп! Свой рынок европейцы 70-х защищали очень умело. Это вам н грефы-набиулины, не путины-медведковы, не гайдары с чубайсами.
В 1977 г. ЛКЮ в Брюсселе (тогда – столица еще не Евросоюза, а Общего рынка) просит дать Сингапуру ограниченные льготы на экспорт товаров – как еще не развитому, но развивающемуся государству. Чего хочет Ли Куан Ю? Экспортировать в Европу фанеру, калькуляторы, зонтики и проекторы, а также – цветы орхидеи. Вышел облом: против орхидей восстали голландцы, против импорта зонтиков – французы.
Потом ЛКЮ пишет, как европейцы стали ставить защитные барьеры на пути азиатского экспорта пальмового масла, резиновых изделий. В 1986-м был жестко квотирован ввоз в Европу сингапурских подшипников. ЛКЮ вспоминает, как в 1970 году встречался с президентом Франции Помпиду, и тот непреклонно заявлял: облик его страны должны определять высокотехнологичные отрасли – авиастроение, машиностроение, продукция химической индустрии.
Как видите, европейцы тогда были куда умнее – и чихать хотели на нынешние нормы ВТО, защищая свой рынок. Это потом, с 1979-го, они начнут впадать в либеральный маразм, отказываясь от своей промышленности и открывая рынок. Это потом они покатятся к нынешнему позорному краху.
Нынешняя РФ должна воспользоваться практикой в том числе и Европы 70-х. И не надо нести пургу о том, что 70-е – это в прошлом! После гибели СССР мы откатились на десятки лет назад. Так что нам можно и нужно это делать. Тем более, что и Европе придется вспоминать времена, когда она еще не выжила из ума.
К черту ВТО! Нам нужен период экономического национализма!


http://m-kalashnikov.livejournal.com/1114165.html
САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
Tags: Максим Калашников, Меморандум правительства РПР, футурполис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment