getsko_p (getsko_p) wrote,
getsko_p
getsko_p

Несколько слов в защиту фактов правды

На днях (13 июня) мы отмечали 115- летие со дня рождения ( 1897 г.) выдающегося сына русинского народа, «хирурга от Бога» Александра Фединца.

Как водится, «национально правильно налаштовані» и тут пытаются представить русина из Малого Раковца, что на Иршавщине (Иращавщина вообще щедра на таланты) «видатним українським вченим», а редактор газеты «Карпатська Україна» С. Биляк в своем стремлении создать очередного «патриота України» прибегает к откровенной лжи « …під час навчання в Празькому університеті студенти з Підкарпатської Русі ділилися на українофілів і русофілів. Олександр Васильович  вважав себе українцем і відвідував український гурток» (с).

Подобные утверждения  г. Биляк позволяет себе , видимо, рассчитывая, что все материалы того периода надежно переработаны на Раховской картонной фабрике, уложены в закрома СБУ и разворованы по «частным коллекциям» свидомыми, одним словом, простому человеку недоступны. Однако, «не горят» не только рукописи, но и архивные фонды стан соседей Украины.

Практически до конца Первой мировой войны русинських студентов не было. Дети русинов могли заканчивать исключительно венгерские школы, воспитывались с глубокого детства в венгерском народном духе и только очень сильне личности могли сохранить свою национальную самобытность. В вузах они могли учиться только в Будапеште, в центре венгерской культуры, там они не могли услышать не только ни одного русинского слова, но и вообще, слова славянского, теряя таким образом даже те крупицы самобытности, которые они получили дома в семне.

В самом начале освобождения русинов от мадьярского ига в Праге обучалась только горстка молодых и надежных людей, которые еще даже год назад не подозревали, что однажды придет освобождение и бедных,  здорових душей лучших представите лей русинского народа и они гордо декларировали свою национальную принадлежность- русины.Среди них достойное место занимает А. Фединец- студент медицинского факультета Карлова университета (год окончания университета 1924)

  Все они были пионерами Подкарпатской Руси в Праге . В то время о Подкарпатской Руси мало кто знал и эти 10-12 русинских  студентов информировали чехословацкую общественностьь о своей Родине.

Для них эти годы были по началу тяжкие , но в то же время и радостные. Радостные по причине , что каждый из них знал, что он работает и готовится  для развития и добра свого народа.



 В самом  начале этих  несколько студентов жили распоршенные по всей Праге, но уже в 1921 г. они организовали Кружок карпаторусских студентов «Возрождение», который затем стал местом их встреч.. Сов ременем  (1925 г.) «кружок» трансформировался в общество «Возрождение». Это обществе практически стало первым студенческим обществом в истории русинского народа, поскольку организация греко-католических теологов в Будапеште  в 1860 г. не может считаться подкарпаторусской. Кроме того, эта организация даже не начав свою работу очень быстро распустилась..

После революции 1918 г. из России эмигрировало от ½ до 2 миллионов человек (из Украины несколько десяток тисяч). Первая волна украинских беженцев  достигла территории учрежденной Чехословакии уже несколько месяцев спустя после ее рождения. Источником их стала псевдореспублика ЗУНР. Ее «президентом «, вскоре диктатором стал адвокат , депутат Венгерского парламента Евген Петрушевич. Год спустя, когда красне наголову разбили его армию, он бежал в Вену. Остатки войск Галицкой армии-257  офицеров, 700 солдат, 78 гражданских лиц под. командованием  бывшего австрийского подполковника  55 пехотного полка , немца из Буковины Антона Крауса через Карпатские перевали бежала в ЧСР. Чехословацкие органы их, естественно, разоружили, интернировали и создавали  «рабочие лагеря». Таких лагерей было создано четыре (в Михайловцах, Ужгороде, Берегово и для наиболее «неспокойных» в Белой Церкви около Мараморошского Сигота). На все ихние просьбы создать на их базе отдельную часть чехословацкой армии был получен твердый отказ ( в это время в Немецком Яблонном у Либерца уже существовала  с мая 1919 г. интернированная ранее украинская бригада- 250 офицеров и 4 000 солдат.. Лагеря пополняли все нове и нове перебежчики. Через границу проникали группы или единицы разбитых вонских частей, беглецы из польських лагерей для интернированных украинцев (собственно галичан). В конце апреля 1921 г. их уже во всех лагерях насчитывалось 7500 человек. 1000 офицеров, 6200 солдат.. Размещали их на различных местах Республики- от Подкарпатской Руси до Аша на западной границе Чехии.. Уже после 1923 г. интернационные лагеря из Подкарпатской Руси были переведены в Иозефов.

Естественно, с напливом такой волны эмигрантов из-за перевалов возникли проблемы трудоустройства.

Еженедельник «Свобода» под. редакцией будущого Героя Украины А.Волошина писал:»…из соседней Галичины пришло великое множество интеллигенции, выгнанной по политическим мотивам поляками, они поселились на подкарпаторусской земле…Чехословацкое правительство наповнило школы, уряды и редакции газет эмигрантами галицькими…» (с)

Практически два года русинское студенчество в Праге не знало идеологических разногласий. В это время дома, на Подкарпатской Руси, уже начал разгораться привнесенный сюда зайдами из-за Карпат русинко-украинский языковый бой, который до Праги еще не докатился. Но уже в 1922 г. здесь предпринята первая попытка переориентации общества на украинские рельсы и поскольку бунт полностью провалился всего несколько студентов вишли из общества «Возрождение» и организовало «Кружок соціальної помочі підкарпаторуських студентів».

Уже в 1923 г. общество «Возрождение» предприняло первый культурно-просветительский выезд на Подкарпатскую Русь. Хор «Возрождение» ровно также как и драматическая  труппа уже могли получить признание не только в Праге, но и у себя дома.

В 1927 был организован второй выезд,  в 1929 третий и соответственно в 1931 четвертый выезд на Родину. Концерты и выступления «Возрождение» провело не только дома, но и в Восточной Словакии. В концертах принял участие и знаменитый балалаечный оркестр «Возрождения».

В свою очередь украинофильский кружок также изменил свое название на « Союз підкарпатських руських студентів», но по сравнению с обществом «Возрождение» союз  ничем не проявился.

Общество «Возрождение в 1928 г. здало сборник стихотоворений свого члена Михаила Поповича, шла подготовка издания сборники еще одного талантливого члена общества –Андрея Корабелаша, нот от свой сборник издал где-то в другом месте самостоятельно..

В 1930 г. «Возрождение» стало издавать свой журнал (ежемесячник)  «Молодая Русь», но по финансовым причинам журнал вскоре выходить перестал.

В 1927 была предпринята попытка учреждения общегосударственной организации « Центральный союз чехословацких студентов» (туда вошел и украинофильский союз), однако украинский союз уже в 1928 вышел из ЦСЧСС и таким образом  в организации студентов осталось только общество «Возрождение». К счастью в ЦСЧСС очень скоро вошла «Литературная школа» ужгородских богословов и позже союз карпаторусских студентов «Друг» в Мукачево, SKS

9 союз карпатских студентов) «Добрянский» в Братиславе , СКС «Родина» в Чинадиево, СКС «Восход» в Хусте и СКС «Стой» в Сваляве. Таким образом в ЦСЧСС вошло семь студенческих организаций русинских студентов.

Кроме вышеперечисленных студенческих организаций формально существовали  и : филиал Пражского украинского общества «Союз» в Братиславе, в Праге два общества : «Греко-католический студенческий союз « и «Союз православных студентов» и две или три студенческие фракции.

Карпаторусские студенты в Праге в своем большинстве представляли собой детей очень бедных русинских родителей, которые зачастую дома стояли на грани физического существования. К счастью, различные социальные учреждения  помогали самым бедным.

Одним из таких фондов был в то время « Фонд Масарика помощи подкарпаторусскому студенчеству», из которого исключительно русины получали стипендию  400-1000 крон/год  (покупательная способность тогдашней кроны соответствовали приблизительно одному евро)..

Оказывало помочь самым бедным студентам из своих фондов и правительство Подкарпатской Руси (Земский уряд) (300-1000 крон/год). Муниципалитет Праги организовал и студенческое общежитие где за 75 крон/месяц студентам было предоставлено относительно комфортное жилье, русинские студенты от оплаты за общежитие были освобождены.

По специальностям русинское студенчество было распределено: больше всего студентов изучало право, затем философию, природоведческие и медицинский факультет и только небольшой процент технические специальности. В Праге обучалось 85%, Брне 3% и в Братиславе 12% русинских студентов.

Утверждение, что по сути своей аполитичный, провенгерски настроенный ( закончил гимназию на венгерском языке обучения в Севлюше и затем в Ужгороде , начал свою учебу в университете Будапешта) русин от деда прадеда Александр Фединец, относительно социально самодостаточный ( в то время его брат воглавлял банк в Ужгороде)  симпатизировал или принимал участие в  в убогих украинофильских мероприятиях и тем более в каких-то «українських кружках», может родится только в воспаленных мозгах свидомых…

http://www.facebook.com/



САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments