getsko_p (getsko_p) wrote,
getsko_p
getsko_p

Европейская или англо-саксонская будущая модель культуры в ССТ Закарпатье.

Европейская или англо-саксонская будущая модель культуры в ССТ Закарпатье. Продолжить распространять культуру вширь и вглубь.
Как мы должны осваивать культуру прошлого в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь, для того чтобы строить культуру будущего? Прежде всего, нужно хоть сколько нибудь отчетливо представить себе культуру будущего CСТ Закарпатье-Подкарпатская Русь.
В человеческом обществе на примитивной ступени блага жизни, правда немногочисленные и незамысловатые, распределялись на всех и притом доставались людям в самом экологически чистом виде; а цивилизация, за всякое улучшение возмещает сторицей зла - беспокойством, завистью, соперничеством, семейными неурядицами и тысячами прочих неприятностей, которые все суть неизбежные порождения культурной жизни, складывающиеся в многоэтажное здание людского горя.
Чего стоит одно навязывание украинства русинскому народу... тот же украинский государственный "План мероприятий по уничтожению русинов". Умножать примеры украинского цивилизованного варварства нет нужды; оно причиняет несравненно больше зла Украине, чем т.н. "русинский сепаратизм", за который так "праведно" клеймят и всячески преследуют русинский народ.
Показательное явление современного общества агрессивного консьюмеризма — растущая бездуховность и аморализм. Попытка свести все интересы человека и основания его жизни только к наживе и индивидуалистическому доминированию. Cейчас в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь столпом постсоветского общества стала серая зона. Это их алчные политические устремления, их ханжеская мораль, их общественное кредо "каждому по его карману", вместо "Каждому по труду" определяло до сих пор облик закарпатской действительности.
Объектом агрессивного консьюмеризма стали все категории жителей ССТ Закарпатья-Подкарпатской Руси от школьников до людей пожилого возраста. Так, молодежная культура, сейчас планомерно переориентирована на активизацию потребления. Тотальное воздействие на потребителя свидетельствует о процессе глобальной коммерциализации (финансиализации) человеческого сообщества. Как отмечает один из авторов труда «Возможные сценарии будущего» профессор антропологии Городского университета Нью-Йорка Дэвид Харви, именно радикальная финансиализация, благодаря которой «возродилась» капиталистическая экономика, посеяла семена глубокого кризиса. 
Культура материальная, это то что народ ест, носит, чем он землю вспахивает, духовная культура - это то о чем люди между собой и наедине с собой говорят, думают. В ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь можно говорить и о культуре заробитчанства. 
Закон, это тоже, как часть культуры. Закон это прежде всего право на труд, на свой труд у себя дома!
Очень грустно, что у нас раньше быт не окружался уважением, а сейчас другой перекос - все сведено только к быту. Хотя культура, без облагороженого и одухотворенного быта невозможна. Культура невозможна без оседлости, без постоянства. Сейчас жители ССТ Закарпатья-Подкарпатская Русь озабочены куском хлеба, жильем, устройством детей. Жизнь, быт не помогают, не обращают глаза и умы в сторону культуры. Особенно учитывая, что в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь более 400 тысяч заробитчан. 
В то же время массовой культуры сейчас так много, что она перестала быть массовой, а стала просто новой культурой. Раньше была элитарная культура создававшаяся одиночками в элитарных сферах. Как пример можно привести подкарпаторусинскую школу живописи и ее отцов-основателей Бокшая и Ердели. С другой стороны жила и развивалась фольклорная традиция тоже по своему замечательная со своими коломыйками, увыванцями и т.д. Но в 21 веке нельзя жить только фольклорным искуством появившимся в средние века. Уже можно рассматривать, как явление в современной русинской литературе проект "Руська премия". Или появление русинской скульптуры в наши дни. В то же время, нельзя рассматривать культуру, как некое целое сознательно не позволяя сосредотачиваться только на современности. Необходимо понять, что же все таки  в нашей культуре было раньше? Именно такой взгляд на культуру должен помочь строить будущее.
Нынешняя культура есть нечто необратимое, что нельзя ничем (в том числе и знанием, умом, логикой) заменить или возместить. Но ее легко можно разрушить целым социальным классам. Например закрыв те же социальные лифты, тем самым вытеснив в мир исторического бессилия сотни тысяч молодых людей в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь, даже в доисторический и доценностный мир.
 В ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь уже как бы и привычно прижилась вынужденная подпольная и контробандная форма существования культуры (в том числе и народнохозяйственной), и само по себе это несомненный признак снижения и упадка культуры, ее малой продуктивности. Ибо культура всегда публична, всепространственна и повсеместна.
Учитывая многонациональный состав жителей территории русинов на юг от Карпат, мы обречены придти в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь к такой жизни, когда все наше существование будет строится на культуре несовпадений, когда у людей появится потребность привести человеческий мир к единству неединства, "узаконить" его в этом бурном и противоречивом состоянии. Ведь сейчас многообразие жизни которым ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь наделяет Украину, сводится Украиной к тому чтобы обделить ССТ Закарпатье - Подкарпатская Русь.
Наше время диктует нам новый стиль мышления. Поэтому очень важно приучить к этому прежде всего молодое поколение в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь. Думать логически, последовательно, не боятся выводов, очень четко отличать интеллектуальную сторону обсуждаемых вопросов  от эмоциональной. Заранее привыкнуть к тому, что в эмоциональной области все люди разные, а в области интеллектуальной все едины. Дважды два, для всех четыре, а кто лучше Шевченко, или Петефи - никто не знает. Каждому свое. Навык остановиться в споре доведя его до каких то аксиоматических положений. В этой точке обязательно нужно останавливаться, потому что тут мысль кончается, ее под видом мысли заменяет вера или вкус. Оттого, что это смешивается происходит много вреда. 
И всетаки поконкретнее, а именно....


В ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь необходимо будет определится по модели культурной политики. Либо европейская модель, характерной в том числе и для СССР, либо англо-саксонская. Если первый тип культурной политики был ориентирован на стандартные категоризации культурного поля (кино, театр, живопись и т.п.), то англо-саксонская модель предполагает разделение культурных сфер по их способам организации и участия в ней государства. Эти различные способы организации предполагают предполагают разные логики решений и разные возможные приоритеты государства.
Первая сфера - это государственная культура, то есть вся культурная сфера, которая финансируется государством (по т.н. "европейскому типу").
Вторая сфера - это коммерческое и глобализированное, рыночное искусство и культура, которые далеко не всегда имеют какую-то национальную специфику и, при этом, обладают совершенно особой логикой проблем.
Третья сфера - это "гражданская культура", граничащая с разными формами"неформальной" культуры, то есть те формы самодеятельности и культурного производства, которые не улавливаются ни рыночным механизмом, ни механизмом госраспределения и дотирования.
Проблемы  культурной политики в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь:
1. Смешение критериев управления в разных культурных зонах
2. Непрозрачность выбора при распределении государственных средств на культуру (примеры на выделение бюджетных денег на русинскую литературу).
3. Отсутствие явных принципов взаимодействия гражданской культуры и государства.
4. Отсутствие очевидных приоритетов государственной культурной политики.
5. Слабая и непоследовательная государственная политика в области цифровой культуры.
1. Смешение критериев управления в разных культурных зонах
Наиболее опасной проблемой общего свойства культурной политики является попытка использовать для управления сектором госукультуры методов, носящих частично или скрыто рыночный характер.
Примером такого рода политичекского сбоя является, ставшая публичной ситуация с библиотеками как экземплярными государственными объектами: принципы регулирования библиотечной деятельности таковы, что библиотечные работники вынуждены подчиняться формальным требованиям спроса. Это вынуждает библиотекарей достаточно быстро освобождать фонды от книг(как правило, это классики и редкие издания), которые впоследствии невозможно восстановить. В действительности, такое псевдорыночное управление достаточно бессмысленно, поскольку получатель книги не платит за услуги.
Автономизация функции объектов госкультуры требует введения иной логики управления, и, по крайней мере, введения мер, позволяющих обеспечить выполнение этой функции, в том числе за счет дополнительных механизмов.
Предложения по решению проблемы
-Необходимо отказаться от псевдорыночных способов культурной политики в секторе государственного управления культурой. Государственные библиотеки, кино, снимаемое по госзаказу, государственный театр должны четко подчинять свою деятельность госрегламенту, не ориентируясь на рыночный заказ. Библиотеки не имеют права списывать фонды классики и редкие издания, пусть эта литература сегодня не востребована. Кино и театр, содержащиеся за госсчет, не имеют права производить продукцию антигосударственного характера без угрозы потери финансирования и статуса государственных.
Для этого необходимо усиление надзорных функций в сфере государственного управления культурой с одновременным ограничением деятельности надзорных органов и консультативных советов при них только сферой государственной культуры.Ни содержание полок частных книжных магазинов, ни содержание постановок частных театров не может быть объектом регламентации и контроля.
2. Непрозрачность выбора при распределении государственных средств на культуру
Зона"государственной" культуры постоянно сталкивается с системной проблемой"непрозрачного" выбора при распределении денег: этот выбор непрозрачен для всех агентов - и распределителей, и получателей. В условиях финансового кризиса эта проблема еще более обостряется, более того, дефакто он заставляет постепенно отказываться от европейской схемы,которая предполагала практически полное покрытие бюджетов различных организаций культуры за счет государства.
Можно частично использовать условно англо-саксонскую систему финансирования культуры, где значительная часть бюджета финансируется частными лицами, фондами, покрывается за счет самоокупаемости и т.п.
Предложения по решению проблемы
-Введение в более активную практику закона о меценатстве, который существует, однако практически не применяется. Пропаганда и распространение практики меценатства возможны только при наличии базовых образцов, получающих культурный капитал и одновременно некоторые финансовые преференции (прежде всего - налоговые льготы).Возможно создание общенациональной базы меценатов, лучших меценатских практик. Также к введению законы должны быть подключены квалифицированные эксперты финансовой сферы: важно показать, что меценатство действительно выгодно, и именно тогда, когда оно не превращается в налоговую дыру.
Поскольку культура в многонациональном ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь, как объект госуправления является одновременно залогом правильного внешнего позиционирования, решение вопроса о том, какие именно приоритетные направления, объекты и т.п. должны получать финансирование, не должны решаться только вне прозрачной отечественной коммуникации государства-получателя Тем более, что эти отношения подвержены обычным проблемам государственного финансирования и коррупции, и специально здесь не рассматриваются. Возможно создание международной комиссии "Подкарпаторусинская культура", в которой могут участвовать международные эксперты, в том числе из числа иностранных искусствоведов, славистов и т.п., которые могут оценивать те или иные - как старые, архивные, так и новые, -объекты и культурные практики, нуждающиеся в государственном финансировании и поддержке
Комиссия может состоять из нескольких частей, быть распределенной и глобальной, включать решение вопросов как чисто коммерческого искусства (некоторые проекты могут позиционироваться как стартапы), так и элементы чисто государственной культуры. Введение дополнительного"актора" в решение вопроса о распределении априори дефицитных средств на госкультуру и инвестирование коммерческой культуры позволит снизить вероятность нечетких и недостоверных сигналов, поступающих как из заинтересованных кругов внутри закарпатской культурной общественности, так и от "потребителя", не всегда способного адекватно оценить тот или иной культурный потенциал. Кроме того, создание подобной дифференцированной комиссии ("Open Subcarpathian Rus Culture"или в этом роде) позволит создать положительный международный имидж русинской культуры в целом, освободив ее от излишних коннотаций"дряхлости" и "архивности".
Для создающегося, процесса внутренне-закарпатских "переговоров"между государством и культурными бюджетополучателями, такая комиссия играет роль не только эксперта, но и достаточно адекватного"потребителя".
3.Принцип взаимодействия гражданской культуры и государства
Гражданская культура может включать достаточно разнородные элементы от традиционной самодеятельности до "неформальной культуры", и по своему существу она соприкасается как с государственными, так и рыночными или политическими механизмами (характерный пример - современный акционизм). Наиболее значимым моментом является создание институтов поддержки той самодеятельности, которая не нацелена на немедленную коммерциализацию,а представляет собой оформление и экспрессию локальных стилей жизни.Именно развитие этой сферы культуры отличает в настоящее время устойчивые социумы от неустойчивых и деградирующих.
Коммерциализация и приватизация городских сред не позволяет развиваться этой сфере культуры, которая не нуждается в непосредственном государственном финансировании, играя в то же время важную коммуникативную и политическую функцию. Поэтому культурная политика тут должна сводиться к созданию не агрессивной среды и средств коммуникации различных групп/сообществ гражданской культуры. Первое возможно за счет условно-административных мер и политики благоприятствования, второе - за счет развития систем, в том числе сетевых, управления знаниями самих представителей гражданской культуры.
Разгрузка государства при частичном переходе от европейской модели управления культурой,требует создания такого режима для гражданской культуры, который позволил бы решать собственные культурные проблемы на локальном уровне, и одновременно не заниматься безграничной конверсией культуры.
Предложения по решению проблемы
- Снятие ограничений и процессуальных препон для культурных некоммерческих организаций,которые должны получить возможность существовать на самообеспечении без излишне серьезного надзора со стороны налоговых структур и прочих органов контроля.
- Помимо законодательства, позволяющего различить деятельность культурных некоммерческих организаций и чисто коммерческих культурных организаций (число которых весьма ограничено),необходимым является создание института, поставляющего подобным некоммерческим организациям юридические услуги (ведение отчетности ит.п.), а также являющегося их информационным провайдером. Форма:"Самообеспечивающаяся культурная организация под ключ". Подобное юридическое и информационное сопровождение/обеспечение может выполняться как на государственном, так и на децентрализованном уровне.
4. Отсутствие очевидных приоритетов государственной культурной политики
Несмотря на то, что государство может предпочесть выход из дотационной модели финансирования культуры (что однако требует заместительных и стимулирующих мер, в том числе в направлении гражданской культуры),наиболее серьезные проекты общезакарпатского уровня останутся государственными. В этой связи особенно важным становится устранение тех системных сбоев, которые стали результатом коллапса непрозрачных практик решения и коррупции культурной экспертократии.
Предложения по решению проблемы
-В ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь необходимо сделать Музей современного искусства. Более или менее частные/общие галереи не решают проблемы введения современного искусства в легитимационное поле больших институций. В тоже время создание Музея современного искусства как государственного проекта само возможно только при переговорах с держателями соответствующего культурного капитала.
5. Государственная политика в области цифровой культуры
Цифровая культура оказывается все более проблемным участком управления, на котором пересекаются все классические административные зоны - государственная, коммерческая, гражданская. В этой связи актуальная политика урегулирования цифровой сферы и соответствующий законодательный базис, в действительности являются продолжением общемировых негативных тенденций, а именно попыток ужесточить требования по соблюдению авторских прав в телекоммуникационных сетях, которое на деле работает на крупнейших рентополучателей культурного бизнеса. Опыт Франции и других европейских стран показывает, что даже предварительное решение не может быть выработано путем ужесточения системы управления цифровым контентом, а также соответствующего уголовного и административного законодательства.
Перспективы решения проблемы регуляции цифровой культуры:
- Создание отечественного проекта оценки и распространения лицензий, аналогичного Creative Commons.
Анализ и аудит систем распределения гонораров, роялти, авторских отчислений и пр., с целью выявления коррупциогенных схем, а также тенденций к превращению авторских прав в систему ренты посредников. Необходима, как показывает мировая практика,не только защита авторов от пользователей, но и авторов от посредников и диктата институтов, то есть "спрямление" цепочки финансового потока от пользователя к автору и, одновременно, предоставление автору возможностей самостоятельно выбирать лицензию, особенно если он не желает коммерциализировать свою деятельность.
- Развитие платных и условно-платных сервисов, позволяющих безболезненно решить проблему авторских отчислений. Репрессия торрентов уже сейчас приводит к их уходу в скрытые формы файлообмена, легализация же позволяет сделать для пользователя оплату максимально приемлемой.
Это, в свою очередь, требует развития своих платежных интернет-систем, не обязательно привязанных к банковским счетам, но имеющих выход в зарубежье.
Для большинства пользователей требуется отдельная система интернет-платежей, максимально защищенная и в то же время ограниченная, не позволяющая проводить те или иные незаконные операции, но в то же время интегрированная с такими системами, как PayPal. В настоящее время интернет-системы либо бесполезны в широком контексте, либо являются "дополнительной банковской услугой", требующей покупки всего "пакета" (банковского аккаунта), что значительно сдерживает возможность легализации оборота цифрового контента.
-На фоне развития проектов по оцифровке классической и современной литературы и русинского состояния "книжного фонда", проект в стиле Гугл-Букс весьма актуален, и Яндекс-книг тут явно не достаточно. Подобный проект должен был бы выполнять в широком масштабе предоставления реальных, сертифицированных и рабочих цифровых копий библиотечных фондов и, в то же время, развивать возможность доступа к современной литературе.
Синтетический,соединительный потенциал русинской культуры неоспорим: именно он служил одной из основ для устойчивых связей с русинскими диаспорами во всем мире. Сегодня надо усилить целенаправленное использование этого потенциала. Опора на одно только общее прошлое в международных отношениях невозможна, оно должно регулярно пополняться новым содержанием. Если ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь присутствует в культурной жизни русинских диаспор лишь эпизодически, возрастает риск постепенного отчуждения русинских диаспор друг от друга. Культурно-исторические связи невозможно заменить торговыми. Ниши, оставшиеся незаполненными (в которых не представлена ни русинская, ни другие национальные культуры народов населяющих Подкарпатскую Русь), будут так или иначе,"естественно" или "искусственно" подпадать под влияние других культур.
Поэтому возможна и необходима выработка четких задач культурного присутствия Подкарпатской Руси в странах Центральной Европы и странах проживания русинской диаспоры. Это отнюдь не сводит культуру к политическому инструменту, но напротив, разворачивает уже существующие в ней возможности до свойственного ей масштаба в истории.
Предложения по решению проблемы
-Необходимо провести обширный мониторинг точек культурного диаспорального влияния русинов в мире, подкарпатских венгров, румынов,словаков и других народов населяющих ССТ Закарпатье-Подкарпатскую Русь. Следует описать имеющиеся каналы и площадки совместной культурной жизни, а также ее провалы и лакуны (по формам, географии и т.п.). Активизация в этой сфере не должна быть связана исключительно с дипломатическими визитами. "Дни" конкретной страны в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь или, наоборот, ССТ Закарпатье-Подкарпатской Руси в этой стране не могут быть единственной формой международного диалога. Необходим полноценный реестр таких форм взаимодействия во всем их многообразии
- Необходимо поощрение, информационное и организационное содействие"народной культурной дипломатии" со странами проживания русинской диаспоры и материнских государств народов проживающих в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь. Режиссер, художник, творческий коллектив из ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь должен в любой момент без трудностей узнать: как он может достичь этой аудитории? какие возможности и преимущества дает ему партнерство этих стран с ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь?
- Необходимо уделить внимание самой простой, доступной и распространенной форме поддержки культурного единства: многоязычным изданиям (снабжение книг и других материалов, выпускаемых по государственным грантам, переводами на несколько языков стран проживания русинской диаспоры).
Синтетический,соединительный потенциал русинской культуры неоспорим: именно он служил основой для устойчивых связей с соседними государствами Центральной Европы. Сегодня целенаправленное использование этого потенциала не просматривается.
Опора на одно только общее прошлое в международных отношениях невозможна, оно должно регулярно пополняться новым содержанием. Если ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь присутствует в культурной жизни ближайших государств лишь эпизодически, возрастает риск постепенного отчуждения соседних народов друг от друга. Культурно-исторические связи невозможно заменить торговыми. Ниши, оставшиеся незаполненными (в которых не представлена ни русинская, ни национальная культура народов проживающих в ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь), будут так или иначе, "естественно" или"искусственно" подпадать под влияние других культур. Поэтому возможна и необходима выработка четких задач культурного присутствия ССТ Закарпатье-Подкарпатская Русь в странах проживания русинской диаспоры и странах Центральной Европы. Это отнюдь не сводит культуру к политическому инструменту, но напротив, разворачивает уже существующие в ней возможности  до свойственного ей масштаба в истории.
P.S.
1) Отсутствие перспектив творческой самореализации. 
2) Трудности получения профессионального статуса
3) Отсутствие профессиональной среды, критической массы профессионалов.
4) Административный произвол. 
5) Изолированность от широкого культурного контекста. 
6) Отсутствие возможности заработать, занимаясь любимым делом. 

http://uzepervi.livejournal.com/193907.html



САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ


    
Tags: Меморандум правительства РПР, уровень жизни, футурполис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments