getsko_p (getsko_p) wrote,
getsko_p
getsko_p

Череда юбилеев (часть III)

Когда, вследствие победоносного шествия славной Красной армии были освобождены первые территории чехословацкой республики, Подкарпатской Руси, в соответствии с согласием советских органов я прибыл в Хуст, для выполнения своих обязанностей, т.е. организации гражданского управления, возобновления чехословацких военных сил и выдачи местным органам распоряжений в соответствии с потребностями советского  верховного командующего.

Для выполнения этих целей меня обязывает договор и я намерен ему следовать. Поскольку силой СССР и ЧСР является как раз выполнение международных договоренностей к которым стороны обязались. И только уважением и выполнением международных договоров может быть обеспечен продолжительный мир, который мы все потеряли именно из-за того, что фашистские государства международные договора посчитали куском бумаги, уничтожив тем самым правовую стабильность и вызвав войну, последствия которой мы все еще будем ощущать очень долго.

 



По договоренности с командующим 4-ым украинским фронтом генералом армии И.Петровым была установлена демаркационная линия, которая проходит от Вилока в направлении на север. Территория, которая лежит на восток от этой линии, является территорией под управлением правительственного делегата в соответствии с договором от 8 мая с.г.

 

При учреждении этой демаркационной линии я взял на себя обязательства , что наша деятельность будет ограничена исключительно на этой территории и что ни органы правительственной делегации, ни органы  общественного управления, ни военные органы не будут осуществлять никакой деятельности на запад от этой линии.

 

Таковы предпосылки моей работы с точки зрения советско-чехословацкого договора.

 

А сегодня разрешите мне,  изложить аналогично предпосылки моей работы с точки зрения наших внутренних потребностей и в соответствии с принципами, на которые согласились все составные части нашей эмиграции в Лондоне и в Москве.

 

Нам всем за рубежом было ясно, что внутреннее устройство , взаимоотношения народов, хозяйственных и социальных взаимоотношений на освобожденных территориях  являются  вопросами нашего народа дома. Для внедрения этого принципа в жизнь, мы договорились, что немедленно после освобождения части или всей страны будут созданы Народные комитеты как органы власти народа.

 

При воссоздании государства мы не хотим возвращаться к ошибкам прошлого. Все мы прекрасно знаем, что ЧСР выполнила очень много хорошего в различных областях государственной жизни. И вы, которые прожили шесть лет под венгерской оккупацией, можете сравнить, как вам жилось в республике и как жилось во время мадьярского режима. Именно поэтому мы все прекрасно понимаем, что и в республике были недостатки  и что именно на Подкарпатской Руси эти недостатки проявлялись часто наиболее отчетливо. Было и является нашим намерением , чтобы во взаимном сотрудничестве эти недостатки были устранены и, чтобы уже в самом начале нашей работы по восстановлению нашего славянского государства, целостная Чехословацкая республика была построена на принципах равноправия трех славянских народов, русинского, словацкого и чешского.

 

В соответствии с договором за рубежом было принято решение, чтобы строительство этого нового государства опиралось на народ и его органы, Народные комитеты.

Основой этого сотрудничества будет демократическая Конституция ЧСР и ее демократические законы. При этом всем нам хорошо ясно, что развитее таких представлений шло во время войны вперед такими быстрыми темпами, что мы не должны бояться мероприятий, которые станут необходимыми и одновременно, которые станут базой,  на которую смогут опереться свободно избранные органы народа после освобождения всей страны,  создавая новое, народное, социально ориентированное государство.

 

Моей задачей является , чтобы на первой освобожденной территории республики, Подкарпатской Руси, ввести эти принципы в жизнь. Это означает, что должна быть построено наиболее узкое сотрудничество управления правительственного делегата и Народных комитетов так, чтобы в наиболее возможно короткие сроки обновить общественное управление.

Надеемся, что развитие военной ситуации будет требовать, чтобы как можно раньше управление чехословацкого правительственного делегата было распространенно и на остальную территорию республики. Наша задача здесь временная.

 

 Именно из-за этого необходимо проведение неотложных работ, чтобы при нашем отъезде на всей территории Подкарпатской Руси действовало общественное управление так, чтобы оно могло осилить все задачи , перед которыми оно будет поставлено и которые будут более чем сложные.

 

Когда я приехал в исторический день 28 октября в Хуст, во всем районе еще не была создана сеть народных комитетов. В этой связи мы вынуждены были провести все мероприятия по обновлению жизни только после договоренностей с местными комитетами, часто на собственную ответственность. При этом я старался, чтобы управление правительственного делегата могло без предварительных условий договориться с  тем Народным комитетом, который в то время был в наличии.

 

Учреждением Народных комитетов, которые будут работать в сегодняшнем составе вплоть до демократических выборов, закончится этот первый этап моего управления.

 

Как можно раньше должен начаться период второго этапа, т.е. период организованного сотрудничества управления правительственного делегата  и Народных комитетов.

 

Поскольку в соответствии с договором с командованием 4-го Украинского фронта гражданское управление правительственного делегата учреждено только в пяти восточных районах Подкарпатской Руси, все еще не созданы предпосылки для сотрудничества с краевым Народным комитетом Подкарпатской Руси.

 

Было бы нарушением  этого договора , если бы я созвал совещание, на которое бы пригласил представителей районных народных комитетов на запад от демаркационной линии. В интересах обновления жизни на освобожденной территории   жизненно необходимо, чтобы целый ряд вопросов, перед которыми мы стоим решалась не из интересов локальных потребностей, но уже и с точки зрения целого. В этой связи хочу представить вопрос так, чтобы мы могли с Народными комитетами на запад от демаркационной линии, т.е. в Хусте, Севлюше, Тячеве, Воловом и Рахове  сотрудничать до того времени , пока не станет возможным сотрудничество с краевым Народным комитетом , учрежденным общими выборами всех районных Народных комитетов.

 

Этот краевой Н народный комитет в соответствии со своими задачами и обязанностями по управлению должен будет одновременно стать представительским органом  народных интересов русинов.

 

На практике это означает, чтобы председатели пяти районных Народных комитетов в моем районе уже сегодня приняли на себя функции  районных начальников . Их ответственность , которая до настоящего времени носила характер политической ответственности , была бы расширена на хозяйственную ответственность, властную и ответственность государственного устройства.

 

Одновременно, необходимо сказать совершенно открыто, какие задачи стоят перед нами.  Территории , которыми мы совместно управляем , врагом были опустошенны и разграблены, весь общественный транспорт разрушен, внутренняя безопасность расшатана, снабжение населения стоит перед угрозой коллапса.

 

 В этой связи необходимо общими усилиями вернуться к возвращению жизни в нормальную колею.

 

Постараюсь хотя бы в общих чертах обозначить задачи, которые нам следует решить немедленно не только для нас, но и главное для Красной армии в ее победных боях.

 

В первую очередь необходимо обновить гражданское управление во всех областях. Обязанностью председателей районных народных комитетов является требование, чтобы они в своих функциях районных начальников и в сотрудничестве  с районными и местными Народными комитетами построили  как можно раньше общественный аппарат. Это означает, чтобы были введены в работу  управления политические, городские и сельские, судовые, финансовые, школы и т.д.

 

Прием на работу чиновников или же возвращение чиновников на прежние должности должно быть проведено с большой осторожностью. В общественные службы могут попасть только те люди, которые могут доказать свою государственную, народную и общественную безупречность. Необходима в этом направлении быстрая работа, поскольку развитие военной ситуации может иметь быстрый спад. Весь аппарат правительственного делегата может быть перемещен в Словакию.

 

Необходимо, чтобы на Вашей территории до тех пор уже на всю мощность работало общественное управление, чтобы под руководством Народных комитетов могла быть восстановлена нормальная жизнь.

 

Дальнейшей неотложной необходимостью может стать восстановление общественных коммуникаций. ж.д., шоссейных дорог, телефона и почт. От восстановления этих коммуникаций зависит вся наша жизнь, прежде всего в обеспечении предметами жизненной необходимости населения. Если мы оставим транспорт в сегодняшнем разбитом состоянии, нам очень скоро станет угрожать катастрофа с обеспечением. И не только это. Военные операции Красной армии неотложно требуют, чтобы транспорт начал работать как можно раньше. Невозможно, чтобы например шоссейный мост в Хусте остался не отремонтированным, поскольку это могло бы означать важный хаос в военном обеспечении или перемещении военных резервов и подкреплений.

 

Большой заботой будут проблемы обеспечения. Как можно раньше должны быть определены все средства для решения этой задачи, рассчитана его потребность, обеспечена затем помощь извне и обеспечена соответственными службами минимальная потребность для всех граждан. Пари этом следует заботится об обеспечении умеренных цен и был бескомпромиссно  преследован черный рынок.

 

Настало время, чтобы был организован рынок труда, обеспечено производство промышленных и с/х товаров, была обеспечена работа и зарплата. Для этого необходимо сотрудничество с профсоюзами. Их создание является жизненной необходимостью. Рядом с этим будет необходимо с помощью рабочей мобилизации достичь быстрого  роста работ по реконструкции. Для этих работ необходимо использовать быстрое развитие отдела реконструкции, составленного из лиц государству и народу поставленных враждебно.

 

Народные комитеты должны также постараться и о нормальном ходе с/х  работ. Осенний и весенний сев должен быть обеспечен любой ценой. Необходимо  определить какое количество семян будет необходимо для весеннего сева, чтобы было время для их завоза извне.

 

Если промышленные предприятия, земледельческие хозяйства остались брошены своими владельцами, Народными комитетами должны быть назначены управляющие, которые бы стали отвечать лично за инвентарь и средства производства этих предприятий.

 

Для того чтобы как можно раньше ввести хозяйственную жизнь в необходимое русло, должна быть проведена замена денег при одновременном установлении цен и зарплат.

 

Большое внимание следует уделить состоянию здравоохранения населения. Не будем забывать, что например в пяти районах  за демаркационной линией на 250 000 населения мы имеем только семь врачей.  Эпидемия при таком состоянии может стать катастрофой.

 

Кроме того, Народные комитеты должны будут провести инвентаризацию вражеского имущества, принадлежало ли оно особам в личной собственности или обществам или партиям вражеских стран, Государственное управление затем проведет арест всех вражеских элементов и военных преступников.

 

Помимо этого, необходимо назначить комиссии по определению военных потерь и военных преступников, для того чтобы при переговорах о мире мы могли сосредоточить весь, как вы знаете, богатый материал.

 

Я попытался грубо очертить проблемы , которые мы вынуждены будем решить. Если мы хотим достичь хороших результатов, то для этого необходимо наше сотрудничество и содействие. Все должно решаться как целое и в соответствии с координированным планом. Для этого я, со всем своим управлением, в Вашем распоряжении и для вашей помощи. Я бы хотел, чтобы все распоряжения и мероприятия были проведены в полной договоренности с Вами.

 

Затем, главной нашей задачей будет, чтобы мы как можно раньше обновили свои военные силы, для того чтобы поставить их на стороне Красной армии для общего боя против врага. В этом совместном бое должна быть сосредоточена вся наша работа и в гражданской жизни.

 

А сегодня разрешите мне, чтобы в конце я мог сформулировать свою позицию о будущей судьбе русинского народа.

 

 Чехословацкое правительство стояло и стоит на стороне позиции, что внутренне устройство в республике будет решаться в соответствии с собственным решением свободно избранных представителей  того или иного славянского народа республики. Это решение уже проявило себя при формулировке своего отношения по решению словацкого вопроса. Не хочу вмешиваться в Ваши внутренние вопросы. Вы их решите после того как будет освобождена вся республика  и когда настанут условия для свободных выборов представителей Вашего народа. До того времени при исполнении своих обязанностей я буду выполнять функции соблюдения демократического духа чехословацких законов , буду следить и защищать  свободу слова и выражения взглядов каждого государственно настроенного и надежного гражданина и обеспечивать безопасность и правовой порядок каждому, кто порядочно выполняет свои обязанности по отношению к народу и государству.

 

Я  убежден, что только так мы придем к быстрой победе союзнической Красной армии, под руководством маршала Сталина и чехословацкой армии, под руководством президента Бенеша над нашим общим немецким и мадьярским  врагом .

Желаю Вашему собранию полного успеха, с дружескими поздравлениями

 

Немец ( собственноручная подпись)…

 

          

Между тем 26 ноября в г. Мукачево состоялся 1-ый съезд Народных комитетов, который принял известный «Манифест».

 

Первым следствием съезда была полная остановка сотрудничества Народных комитетов с правительственной делегацией.

 

Немец направляет телеграмму в адрес чехословацкого посольства в Москве:

« №84..

Ситуация после воскресного съезда в Мукачево очень серьезная. Депутаты, избранные съездом для переговоров в Москве о присоединении Подкарпатской Руси к СССР подготовлена к отлету. Народные комитеты получили приказ, с запретом о контактах с правительственной делегацией. Сам я не хочу предпринимать ничего против их воли. Вследствие этого практически вся работа приостановлена. От Тебя я не получил никаких инструкций из Лондона, мне не было даже подтверждено прием телеграммы, в которой я о развитии событий информировал. Я не могу взять на себя ответственность за последующие события. Политические советники мной все подробно информированы. Среди нас царит согласие. У меня нет сведений ни от Тебя, ни из Лондона. Немедленно требую информировать Лондон и немедленный мой отлет в Москву. Сегодня ночью по приказу Народного Совета везде убраны наши флаги. Информируй Лондон, немедленно требуй для меня инструкций. Если в этом возникнет нужда договорись о моем немедленном вылете в Лондон. Этот полет мог бы быть выполнен самым коротким путем за одну ночь. Напоминаю обо всем в последний раз.

Немец. 1.12.1944 г.»

 

В пятницу 1.12 после в обеденное время Немцу курьером было доставлено письмо , подписанное членами Народного Совета следующего содержания:

 

«  Народная Рада Закарпатской Украины.

                                             Правительственному делегату  Чехословацкой Республики

                                              Господину министру Ф.Немцу

 

Как Вам, господин министр, хорошо известно 26.11.1944 г. первый съезд Народных комитетов Закарпатской Украины принял решение о выходе их состава Чехословацкой Республики и избрал Народную Раду в качестве наивысшего и единственного органа центральной власти Закарпатской Украины.

В соответствии с этим решением Народная Рада предлагает Вам и Вашей гражданской и военной делегации, опустить в трехдневный срок территорию Закарпатской Украины.

В случае , если Вы не подчинитесь нашему категорическому решению, мы вынуждены будем предпринять соответствующие шаги, со всемы вытекающими для Вас последствиями.

В приложении направляем в Ваш адрес Манифест, принятый на первом съезде Народных комитетов Закарпатской Украины

С уважением

Иван Туряница

Мукачево, дня 30.11.1944 г.

Народная Рада Закарпатской Украины»

 

 

Немец тут же направляет в Лондон телеграмму-молнию следующего содержания:

 

«Телеграмма-молния чехословацкому посольству в Москве.

№ 86. В пятницу 1 декабря в 16 часов я получил письмо Народного Совета Закарпатской Украины  следующего содержания (следует текст письма)

 

После совещания со своими политическими советниками я принял решение встретится с командующим 4-го Украинского фронта для разговора, которая состоится предположительно в субботу до обеда. Этот разговор я потребовал дл того, что поскольку решение Народного Совета , избрание и местопребывание которого было и есть на территории Подкарпатской Руси, в той ее части, где верховная власть и ответственность во всех вопросах относящихся к ведению войны, находится в руках советского верховного командования. В этой связи я обязан в этих вопросах вести переговоры с ним и в вопросах, относящихся к нашим внутриполитическим вопросам, поскольку касаются они советско-чехословацкого договора. Ни за что не хочу принять решение , которое бы нарушило этот договор. И только после проведения этого разговора, я обращусь к Народному Совету , которому изложить свою позицию. Прошу Тебя, немедленно информировать Лондон и потребовать для меня инструкций. Постав в известность Лондон, что в Манифесте содержится требование выхода из состава Чехословацкой Республики , которое приведено в письме и присоединения к СССР которое в письме не приведено. С учетом такой формулировки решения Народного Совера, прошу, чтобы меня было поставлено в известность и позиция к этой части Манифеста. Трбую немедленно для себя инструкций. На случай, если по этим вопросам я должен буду вылететь в Москву, предпринимаю шаги, в соответствии с которыми мои политические советники Гала, Годжа и члены Словацкой Народной Рады Шкробар   и Пулл, генерал Нижборский с Полаком, будут руководить делегацией коллективно.- Немец

Хуст, 1 декабря 1944 г.»

 

После совещания с политическими советниками Немец направляет письмо в адрес Народного Совета следующего содержания:

« № 236                                                    /отправлено 3.12.1944 г.

 

                                                                         Народному Совету Закарпатской Украины

Уважаемые господа,

В пятницу, 1 декабря 1944 г. в четыре часа после обеда я получил Ваше письмо, в котором Вы пишете:

1. Что съезд Народных комитетов Закарпатской Украины принял решение выйти из состава Чехословацкой Республики и избрал Народный Совет в качестве Наивысшего органа центральной власти Закарпатской Украины.

 

2. Что предлагаете мне и моему аппарату , гражданскому и военному в трехдневный срок опустить территорию Закарпатской Украины.

Разрешите мне, чтобы по отношению Вашего письма я сформулировал свою позицию.

 

В соответствии с договором о взаимоотношениях между советским верховным командованием и чехословацкой управлением после вступления советских войск на территорию Чехословакии 8 мая 1944 г. в Лондоне , подписана чрезвычайным и полномочным послом СССР Лебедевым  и государственным министром Рипкой , я был назначен чехословацким правительственным делегатом на освобожденные территории Чехословацкой Республики. В этом международном договоре очень точно сформулированы задачи и обязанности правительственного делегата. В соответствие с решениями правительства, строящегося на согласии всех политических партий и народных групп чехословацкой эмиграции , должны были и эти задачи  реализованные с помощью Народных комитетов .

Для этой цели правительство в делегацию правительственного делегата назначило политических советников выбранных так, чтобы они  представляли все три славянские народы Чехословацкой республики. Представлять Подкарпатскую Русь  правительством был назначен в качестве политического советника  Иван Туряница , который принял предложенную ему функцию. Обязанностью политических советников является непосредственная организация на освобожденной территории Народных комитетов так, чтобы правительственный делегат с помощью Народных комитетов мог  выполнять свои обязанности предписанные ему чехословацко-советским договором от 8 мая 1944 г.

Когда правительственный делегат   по договоренности с советским верховным командованием  прибыл 28 октября  с.г. на первую освобожденную чехословацкую территорию, на освобожденной территории еще не существовало ни районных и тем более краевого Народных комитетов. Именно из-за этого правительственная делегация сотрудничала  в полном объеме с местными , а затем районными Народными комитетами, как только они были учреждены. Поскольку в соответствии с договором с советским верховным командованием  деятельность правительственной делегации была ограничена только на территории пяти районных округов на восток от демаркационной линии, я хотел попросить районные комитеты этих округов, сотрудничать правительственной делегацией в общих вопросах вплоть до момента, возникновения Краевого Народного комитета. В первую очередь это было вызвано необходимостью выполнения задач связанны с помощью Красной армии, …

(продолжение следует)

 http://www.facebook.com/




САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments