getsko_p (getsko_p) wrote,
getsko_p
getsko_p

Categories:

Я «француз» был, есмъ и буду? Об общих чертах национальных движений франкоканадцев и русинов

Когда сравниваешь национальные движения разных на первый взгляд народов, то можно увидеть больше общих черт, чем различий. А ведь в мире, как известно, существует огромное количество этнических групп и территорий, которые продолжают активно бороться за свои национальные права. Например, Квебек! Сегодня он является частью Канады, но его жители, потомки французских переселенцев,  постоянно заявляют о своем желании создать собственное национальное франкоговорящее государственное образование. Схожесть с русинским национальным возрождением Карпатского региона сразу бросается в глаза. Давайте вместе рассмотрим общие черты генезиса и эволюции  этих двух национальных движений.

К слову,  в западных демократических странах желание жителей одной области к автономии или самоопределению воспринимается как абсолютно нормальный процесс. В США, например, совершенно легально существуют: Партия независимости Аляски (только официальных членов партии более 13 тысяч человек), а также движения за самостоятельность Юга США, афроамериканского населения, Вермонта, Гавайских островов и многие другие объединения.  В большинстве своем данные партии заявляли об абсолютно мирном способе агитации, они проводят открытый диалог с властями. Часто их требования к самоопределению появлялись из-за социально-экономической несправедливости, и американские власти (тут нужно отдать им должное) не стеснялись и шли  на диалог с такой вот своеобразной оппозицией.

2

4eebfb8d5700f6e213edf004f9c
Флаги Квебека и Подкарпатской Руси


Как и русины, франко-канадцы едины в своем многообразии. Квебекцы, аккадцы, франко-онтарийцы, брейоны, альбертцы и другие более мелкие этнические группы «канадских французов» составляют одну из основных культурно-языковых групп современной Канады. Но самым главным центром франкоканадской культуры и национального возрождения -  является Квебек. Как и для русинов Подкарпатская Русь, эта область стала символом национальной идентичности квебекцев. Остальные малочисленные группы франкоязычного населения постоянно делают упор на развитие французского языка и культуры, но практически не уделяют внимание политическим вопросам. Более того, канадские власти активно используют малочисленные «французские» группы в различных канадских провинциях, чтобы противостоять квебекскому сепаратизму.  Русинские активисты вне Закарпатья, также делают упор на развитие культуры, отчасти мешая выдвигать общерусинские требования.
Движение Квебека шло по своему особенному, непохожему сценарию, но некоторые его черты похожи на национальное возрождение многих других народов, в частности на территории бывшего СССР.
Как известно, квебекское возрождение стало оформляться в 1957 году. Дело доходило и до открытого неповиновения канадским властям. В провинции два раза проводился референдум о независимости - в 1980 и 1995 годах. Во втором случае сторонники отделения были очень близки к победе, но их противников оказалось чуть больше. Это объясняется тем, что национальные меньшинства Квебека – англоканадцы, инуиты и другие , как и часть франкофонов, выступали против отделения. В последнее время политическая элита Квебека отказывается от идеи полной независимости от Канады, что постепенно трансформируется в требование статуса «особого сообщества», где социально-экономические и политические права этой провинции были бы существенно расширены.

Les-QUÉBÉCOIS-en-Fête
Демонстрация за независимость Квебека


В отличие от квебекцев, русинское движение на современном своем этапе к независимости не стремилось, а лишь требовало законную автономию в составе независимой Украины. Дело в том, что в 1991 году был рассмотрен «вопрос о провозглашении Закарпатской области автономным краем» украинского государства. Областная рада Закарпатья приняла решение вынести на референдум вопрос «О статусе Закарпатской области». Референдум был проведен 1 декабря 1991 года. 78% населения высказались тогда за придание области статуса «специальной самоуправной территории». Желание жителей Закарпатья к автономии игнорируют и потому, что русинов считают украинцами, поэтому, по логике украинских властей, «закарпатским украинцам» незачем иметь свое автономное образование.

d2381924d77f
Этнические земли русинов


Франкоязычных Канады  сначала тоже не замечали. Квебекцы утверждают, что их часто радикальные требования к канадским властям объяснялись как историческими перипетиями, так и игнорированием проблем франкоговорящего канадского населения в XX веке. Канадское англосаксонское протестантское большинство хотело как можно быстрее ассимилировать франкоговорящих католиков, что приводило к этнической чистке канадских «французов».



Историческая память сыграла большую роль в развитии франкоканадского движения. Так, один из субэтносов французских канадцев – франко-аккадцы, потомки первых волн франкоязычных переселенцев Канады из Франции, были подвергнуты массовой депортации 1755 – 1763 годах, которая сопровождалась уничтожение их имущества. В результате переселения более половины (!) франко-аккадцев погибло в трюмах кораблей, перевозивших их в тюрьмы, небольшая часть вернулась во Францию, а часть переселилась на территорию современного штата Луизиана, на территории США. Это дало право говорить «французам» Канады, что по отношению к ним проводился открытый геноцид. Английские власти, во время данной этнической чистки,  стремились не только освободить территории, где обитали французские поселенцы, но и расселить «французов» дисперсно, чтобы они не создавали на английских колониях свои компактные поселения.

1361139861_a514 (1)
Флаг Квебека за решёткой и транспарант "Культурный геноцид"


В русинском движении историческая память также играет весомую роль. О практически идентичном случае переселения в истории русинов говорит нам операция «Висла», которая произошла после Второй Мировой войны. Тогда польские власти выгнали из родных мест и расселили по всей своей территории русинов-лемков так, чтобы они не создавали  русинских населенных пунктов. История вообще играет огромную роль в развитии любого народа, поэтому таких сравнительных примеров может быть много. Историческая память запоминает все несправедливости на долгие годы и столетия.
Из положительных черт движения квебекцев можно выделить то, что они с особым вниманием относились к своему языку. Он являлся признаком их национальной идентичности. Взяв за литературный язык официальный французский, франкоканадцы решили проблему многочисленных диалектов, которые они продолжают использовать сегодня в повседневной жизни. Вопрос языка в русинском движении еще требует своего решения. Создание нескольких вариантов русинского языка на базе местных диалектов в разных странах, ударило  по единству русинского движения.  Данный вопрос у русинов стоит достаточно долго. После Первой мировой войны русинские активисты в разных странах проживания  хотели видеть общим официальным языком для всех русинов - язык Подкарпатской Руси или карпаторусский вариант русского литературного языка.
Но такое внимание к французскому языку сыграло и некоторую отрицательную роль. Лингвистическая направленность квебекского патриотизма заставила иммиграционные квебекские службы  поощрять иммиграцию в Квебек из любой части света, причем, при отборе иммигрантов предпочтение отдается тем, кто владеет французским языком. Таким образом, в провинции возникло многоэтническое, многорасовое, многокультурное общество. Это дает право говорить некоторым активистам, что в Квебеке происходят процессы замещения потомков французских переселенцев другими франкоговорящими  народами Африки и Азии.

Итак, национальное движение Квебека объединяет с русинским не только мирный характер своей деятельности. Требования франкоканадцев и русинов имеют глубокие исторические корни. Концлагеря, которые устраивались для русинов в годы Первой мировой войны австрийцами и украинофилами, несправедливости и переселения имели место и в истории «французов» Канады. На национальную мобилизацию последних особенно повлиял факт игнорирования франкоговорящего населения и культурная ассимиляция со стороны английский властей. Этим фактом объясняется радикализм квебекцев   в прошлом и их требования независимости от Канады, которые сегодня трансформировались в желания «особого сообщества» внутри канадского государства. Русины сегодня ограничиваются совсем малым -  хотят добиться  от украинских властей законного права быть  народом, со своей историей и культурой, но даже эти требования не находят ответа  в XXIвеке…

Григорий Миронов




http://grigmironov.livejournal.com/17882.html


САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ

Tags: Г.Миронов, русины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments