getsko_p (getsko_p) wrote,
getsko_p
getsko_p

ТЕХНОСФЕРА–часть биосферы,с помощью технических средств преобразованная в социально-экономическую

ТЕХНОСФЕРАчасть биосферы, с помощью технических средств преобразованная в социально-экономическую зону.Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Предстоит тотальное, то есть на 95% и более обновление всей техносферы. Техносфера впечатляла нас в ХХ веке своими масштабами: Днепрогэс и другие электростанции, газификация, многоэтажные дома…Всё это стало второй природой человека. Вспомним мысль Энгельса про первую природу: при пренебрежительном отношении к ней природа мстит. Вторая природа – техносфера – также мстит и будет продолжать нам мстить. Несмотря на колоссальные средства, которые через тарифы россияне вкладывали в бюджетные строки «на развитие электроэнергетики», «на развитие ЖКХ», «на развитие инфраструктуры» и так далее, все эти средства по сути не пошли на реальное развитие, модернизацию и обновление. В основном всё было скушано теми, кто сладко жил при этих тарифах. Поэтому техносферные катастрофы будут продолжаться, и их объём будет наращиваться – эта месть за то, что минимум 25 лет проблемой не занимались. Есть и естественная усталость техносферы, просто физический износ.

Просто латанием дыр, починкой уже ничего не изменишь. Нужно по сути кардинально переделывать, проектировать, создавать новую инфраструктуру, новую техносферу, «техносферу 3.0». Мы пропустили «техносферу 2.0», построенную на массированном применении компьютеризации. Сейчас нужно создавать «техносферу 3.0» как интернет вещей. Эта задача давно встала на повестке дня, но государством даже не сформулирована. Это, безусловно, должно сопровождаться новой индустриализацией. Вот ключевая задача сегодня. Реальная политическая задача, а не вся та псевдопатриотическая болтовня, которую мы наблюдаем.

В наиболее развитых странах в инфраструктуру вкладываются и тратят колоссальные средства на её воспроизводство. А у нас исходная инфраструктура была воспринята как одноразовая: пока живёт, а дальше сама как-нибудь будет существовать. Это уже просто разность культур, разность подходов. Когда мы сегодня обсуждаем: у Сименса или у китайцев покупать, допустим, скоростные поезда или ещё какие-то приборы, то это и означает, что мы просто превратились в третьеразрядную страну, импортирующую чужие инфраструктурные решения. Свои собственные решения, скажем, поезд «Сокол, мы похерили ещё десять лет назад.

Плюс, конечно, Россия – это самая северная страна в мире, две трети территории которой напрямую, юридически относятся к «северам». Поэтому просто закупить дорогую западную инфраструктуру не получится, советская же вся устарела и все НИИ, которые могли их проектировать, практически разгромлены. Поэтому надо с нуля, к сожалению, проектировать региональную, чрезвычайно экономную и надёжную инфраструктуру в нашем северном морозном государстве. Это требует специальной подготовки инженеров, управленцев, нового отношения к собственности.

Необходимо и реорганизовать систему государственных проверок инфраструктурных объектов. Все системы сетевой организации были направлены на повышение собираемости средств, денег, повышение тарифов, на коммерциализацию структур. Даже госструктуры, тот же «Газпром», который всё-таки является государственной структурой, больше озабочены собираемостью денег, а не безопастностью и развитием.

Безопасность прекратила быть принципиальным моментом. Техносферная безопасность пренебрежительно запущена. Надо просто ей заниматься как колоссальным отдельным разделом концепции национальной безопасности, где это отсутствует. Сегодня и градостроительная безопасность, и техносферная безопасность в целом – это то, что по сути вообще даже не сформулировано, не только плохо выполняется. А все формальные требования к эксплуатирующим организациям под разными предлогами легко обходятся, поскольку можно всегда сослаться на, например, сложный доступ к жильцам проблемы даже с входом в подъезд, где стоят домофоны, в отличие от 25-летней давности.
С учётом того, что техносферная безопасность не поставлена как ключевая проблема вместе с промышленным развитием страны, наши элиты просто неадекватны реальным проблемам.

Есть и отдельная проблема соединения старых инфраструктур предыдущих укладов с инфраструктурами новых укладов. Она тоже очень сложная и требует колоссальной культуры. Речь не идёт о том, чтобы бросить и не восстанавливать старое. Но если мы не начнём в массированном порядке проектировать и вводить новые инфраструктуры, мы не сможем латать и старые, поскольку цена этих латаний слишком высока. Для того, чтобы только ЖКХ починить там, где оно практически разрушено, требуется несколько триллионов рублей, два годовых бюджета. Всё равно нужны новые разработки, новые люди, новые профессии. Чудес здесь не бывает.

КОММЕНТАРИИ:
Необходим прорыв в качественно более высокие технологии. Как сейчас стало модно квалифицировать - актуален переход в 6-й технологический уклад (допустимо и в 7-й и выше...). Не демагогические симулякры (Сколково, Нанотех им. Чубайса и пр.), а на самом деле - по серьёзному...
Необходима соответствующая культура производства и управления.
Необходима государственная воля и адекватная политическая структура общества.
Такие "необходимы" (и не только перечисленные) указывают на пути решения ПРОБЛЕМЫ...
Главным же условием выхода из исторического тупика является избавление от морока 1991 года - возврат к здоровым принципам СОЦИАЛИЗМА.
Основное препятствие: "элита", окончательно мутировавшая в контрэлиту, и её патроны из стран "друзей и партнёров", международного олигархата в целом. Без зачистки 5-й колонны (стартапа перемен) позитивного результата ждать не приходится...

Конкретно по жилью необходимо срочно избавиться от фантома под названием "ответственные собственники квартир": 95% жителей совершенно неинтересны ни крыша, ни подвал, ни лестницы-лифты, ни инженерные сети. Жильцу должны принадлежать лишь его квадратные метры и ни дюймом больше. Весь дом со всеми сетями обязан быть собственностью ГОСУДАРСТВА в лице ЖЭКа со всеми правами и обязанностями. То есть - ОНО как хозяин призвано содержать СВОЁ имущество в исправности (а не пытаться вынуждать "собственников").


Хочу привлечь внимание думающей публики к тому, что проблема гораздо сложнее простого износа старой техносферы. Тут ряд проблем на разных уровнях.
Во-первых, мы не очень правильно учим детей. Мы создали им стерильную зону, якобы ради их безопасности, но в итоге они не знают, как оперировать даже самыми простыми вещами и технологиями. Поэтому теперь даже взрослые люди теряются при возникновении самых малых технических проблем (что характерно, на Западе это явление ещё тяжелее, наши любопытные, а они нет).
Во-вторых, наша цивилизация еще не устоялась, она очень молода. Цивилизация нахватала много игрушек, как малыш с деньгами и без мамы, игрушек, которые ей не по карману. Автомобили, каменные дома для всех, многомиллионные города - это не по карману. Надо применять другие технологии. Не изобретать, эти технологии давно известны, а применять. Общественный транспорт в виде широкой сети метро и персональных машинок на электричестве типа как в луна-парке, движущихся по специальным путепроводам, дома в виде юрт со стальным каркасом и пенопластовой обшивкой (как вариант - обшивка из вспененного стекла, или других легких материалов). Не престижно? А жить хотите? Поживете и в непрестижном.
В-третьих. необходимы организационные усилия по расселению миллионных городов. Большой город живет по математике, в нем все дорого. Подвести и очистить воду - дорого. Отвести канализацию - дорого. Транспорт - дорого. Высотные дома (а невысотные невыгодно) - дорого. Все дорого и требует в разы больше энергии, чем жизнь "на земле". Малые города и поселки могут жить на местных источниках воды и энергии, большие не могут. Но для того, чтобы равномерно размазать по земле большие города, необходим ряд мер социального и политического характера. Дать по зубам тем, кто попытается занижать зарплату в дальних поселениях. Окоротить грабителей местного масштаба, чтобы не мешали промыслам. Как чиновников, так и различных мафиози. Обеспечить медицину и доступ к культуре тем, кто живет далеко от центров.
Все это недорого, все технологии существуют, мало того, все это можно делать с прибылью. Но для этого нужна политическая воля и активный разумный анализ, совершенствование всех систем общества. Тут дело такое - сначала мы создаем среду, потом среда создает нас. И если мы не будем контролировать то, во что мы превращаемся, то превратимся во что-то нехорошее. Или, что скорее, нежизнеспособное.
Никто не хочет создать партию, которая выдвинет лозунг разумного совершенствования всех систем общества и отказа от лишних игрушек? Я поддержал бы.
В виде дикой добавки могу еще высказать идею о том, что логика современного строительства приводит к тому, что города и многоэтажные дома пора переносить под землю. Современные высотные дома уже строят полностью герметичными, с центральной вентиляцией. Вот только чтобы построить высотный дом, надо сначала столько же материала, сколько над землей, заложить под землю, в фундамент. А если сразу строить его под землю, половину материалов сэкономим. И дороги между домами прокладывать под землей, пусть по ним описанные выше маленькие электрические машинки ездят. Сэкономим на уборке снега. Да, такой город при исчезновении энергии не очень обитаем, но наши города и сейчас без энергии тоже нежизнеспособны.


http://www.zavtra.ru/content/view/tehnosfera/


Петр Гецко о блокировке украинскими радикалами российских фур в Закарпатье
Tags: футурполис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments